Данные о светском искусстве

И воды заструились Цзин и Вэй.

Глотал он шпаги и огонь,

И в облаке тумана скрылся…

(Перевод В. Годыны)

Данные о светском искусстве встречались в литературных источниках и ранее. Страстный лирический монолог вместо славословия богам в гимнах Цюй Юаня, упоминания о придворных танцах и пантомимах в песнях Сун Юя, чисто зрелищные эффекты в его заклинаниях («Призыв к душе») позволили предположить, что такие произведения индивидуальных поэтов, облеченные в форму обрядовой песни, могли исполняться как самостоятельные театрализованные постановки. Но драматургии в собственном смысле слова в Китае тогда еще не было. Она появилась только в XIII в. Следовательно, в отличие от народов древней Греции и Индии китайский народ в древности еще не дошел до создания драмы как рода литературы. Однако развитое священнодействие и выделение из него отдельных элементов светского карнавального искусства уже явились теми предпосылками, которые привели в дальнейшем к самостоятельному развитию в  Китае театра и драматургии.

О том же говорят и редкие, но очень интересные факты роста техники сценического искусства, которая применялась магами и заговорщиками для совершения «знамений» и «чудес». Причем, несмотря на религиозно-мистический эффект, они преследовали чисто светские цели.

В «Речах царств» еще в VII в. упоминается актер, профессиональные функции которого остаются неясными, ибо ставит он спектакль не на сцене, а в жизни, как режиссер одной из придворных интриг с довольно сложным сюжетом и сценической техникой. Советуя фаворитке, как извести законного наследника, чтобы обеспечить трон своему сыну, он создает трагедию в трех действиях. Первый акт происходит ночью, когда фаворитка, якобы пробудившись от кошмара, рассказывает царю свой «вещий сон» о его убийстве, которое готовит наследник. Второй акт разыгрывается во время пира. Свидетельствуя о грядущем «злодеянии», земля становится дыбом перед наследником, подносящим царю жертвенное мясо и вино, заранее отравленные фавориткой. Она же кидает мясо псу, поит из кубка раба и торжествует при виде бездыханных тел. В третьем акте действие происходит в храме, где наследник, публично уличенный как «отравитель огпа», поняв все коварство фаворитки, кончает с собой.

Постановщиком другого «спектакля» во II в. до н. э. явился маг, который «волшебными средствами» вызвал душу умершей красавицы-фаворитки для оплакивавшего ее императора. Маг зажег сзечи, натянул прозрачный занавес, за которым и заставил императора долго ждать появления его любимой. Император уже отчаялся, когда за таким экраном, наконец, промелькнула женская фигура. Не сумев ее разглядеть, он сложил следующий стих:

Была иль нет?

Так долго ждал я.

О, почему так поздно ты прошла

Своей походкой плавной?

Из этого эпизода видно, что техника театра теней была уже известна в древнем Китае, но не широкой публике и даже не императору, а лишь особам посвященным — жрецам и магам.

Сведения о светском кукольном театре сохранились в довольно ранней притче — в речи V в. В ней Лецзы доказывал, что «человек своим искусством может добиться тех же успехов, что и природа». Механический «артист» в человеческий рост «шагал, поднимал и опускал голову… запел… стал танцевать…». Царь принял его за «настоящего человека» и даже приревновал к нему свою жену, когда тот ей «подмигнул». Мастер, сделавший куклу, спасся от казни, лишь разобрав артиста и объяснив, что «сделан он был из кожи, дерева, клея, лака и [раскрашен] белым, черным, красным и синим».

В ту же эпоху поднимается общественный протест против за-хоронечшя вместе с мертвыми живых (соратников, жен). Борьба против этого обряда, как и экономически изжившего себя обычая убийства рабов на могилах, завершается во 2 г. до п. э. изданием закона «о запрещении добровольного захоронения живых вместе с мертвыми». Этот обряд, правда, находит свое продолжение в дожившем до XX в. обычае самоубийства «верных мужу» (или жениху) вдов, сходным с самосожжением вдов в Индии. На протяжении второй половины I тыс. происходит замена живых людей глиняными фигурками в «покойницкой» игре, что приводит к появлению не только культового, но и светского кукольного театра.

Прокомментировать