ДРАМА ПОСЛЕ КАЛИДАСЫ

Прежде, как был я далек от желанного. Ночь, что имеет три долгие бдения, Триста, мне мнилось, имеет их всех. Если б теперь, о прекрасно-небесная, Триста их счел я с тобою в слиянии, Все бы свершились желанья мои.

Но Пуруравас уже увлекся, правда ненадолго, другой: «…дочь некоего полубога, по имени Удаковати… была некоторое время

предметом внимания великого царя…». «Урваши не вняла извинениям своего супруга, с сердцем, смятенным проклятиями своего наставника, позабыв о божественном запрете, вступила в лес Кумары, бога воителя, которого каждая женщина должна убегать. Чуть она вошла туда, как была превращена в лиану, что находится на лесной опушке». Обезумевший от горя царь долго ищет свою возлюбленную. Ему помогают животные и растения. Мольбы царя, обращенные к птицам, горам и рекам, его просьбы помочь найти Урваши воспевают красоту индийской природы.

Гора с широкими боками. Скажи, среди твоих теснин Краснвобсдрая  идет ли, Чья мысль любви подчинена?

Ты, чьи  ручьи — хрусталь прозрачный, Чья высь — в различнейших цветах, Чьи склоны — в музыке небесной, Скажи, где та, кого люблю?

Или:

Ее течение нзломно,

Как гнев нахмуренных бровей,

Пресечена она для глаза

Той перевязью водных птиц,

Стряхивает пену, как одежду,

И вкось рассерженно идет,

Конечно, это превратилась

Моя ревнивица в реку.

Что ж, пойду склоню ее к благоволению.

Успокойся, успокойся,

О любимая река,

Много грустных над красивой                                                  

И веселых  много птиц.

Ты течешь, о Ганге грезя,

Над тобой  пчелиный рой.

Успокойся, успокойся,

Светловодная река.

Долго поиски оставались тщетными, и, только найдя «талисман соединения», царь обретает Урваши.

«После долгих услад в пленительных рощах, в лесу Нанданы, вместе с Урваши царь вернулся в город». И опять недолгим было их счастье. «Талисман соединения» унес коршун. Снова разлука… Однако счастливая развязка требует своего осуществления. Посланец богов объявляет их решение: «Супруг с супругою да не разлучатся никогда!».

Читая эту драму, забываешь, несмотря на обилие фантастики в ней, о том, что Урваши — «иебожителышца». Любовь ее такая же сильная, как и любовь Шакунталы. Если в «Шакуптале» царь непостоянен в чувствах и по своим душевным качествам уступает девушке, которая его любит и которую полюбил он, если в «Малявике» царь беспомощен во всех своих поступках, то Пуруравас

обладает определенной привлекательностью. Пуруравас мужествен. Он смело бросается в бой против демонов, похитивших Урваши. И его любовь к Урваши по своей силе, пожалуй, не уступает ее любви к нему.

В драме «Урваши» ярко проявляется особенность литературной манеры Калидасы — чередование земных чувств и ситуаций с возвышенными сюжетами.

Драмы Калидасы написаны, по-видимому, для придворного театра, однако, несмотря па определенную условность, свойственную стилю этих драм, они связаны с полнокровным, жизнеутверждающим народным искусством, чем во многом и объясняются их высокие художественные достоинства.

Вишакхадатта жил, видимо, в конце VI — начале VII в. О его жизни нельзя сказать ничего определенного. От Вишакхадатты дошла целиком только одна драма «Перстень Ракшасы». Из этой драмы следует, что ее автор Вишакхадатта принадлежал   к аристократическому кругу и был человеком весьма образованным. Вишакхадатта   обратился   к   историческому сюжету. Действие драмы «Перстень Ракшасы» относится к эпохе правления Маурьев. Это отличает его драму от произведений многих древнеиндийских драматургов, которые, как правило, заимствовали сюжет из мифологии. В пьесах Вишакхадатты отсутствует фантастика. В драме «Перстень Ракшасы» очень сложная и запутанная интрига, тем не менее единство действия не нарушается. Автора характеризует тонкое чувство сцены. Драматический конфликт строится на столкновении двух характеров: Ракшасы — министра,   преданного   правителю  * свергнутой династии, и Чанакьи — советника царя из династии Маурьев, приверженца новой  династии.   Чапакья — целеустремленный, твердый, не знающий жалости на пути к достижению поставленной цели человек. Хотя Ракшаса честен и благороден и его поступки определяются высокими идеалами, но он слишком доверчив к людям и пылок. Доверчивость приводит к крушению всех надежд и планов Ракшасы. Однако столкновением Чанакьи и Ракшасы не исчерпывается драматический конфликт. Он выявляет также и столкновение двух начал в истории того времени. Победу одерживает Чапакья, стоящий за идею объединения страны во главе с Маурьями. В орбите этой идеи оказывается и Ракшаса, которого Чанакья, видя его положительные качества, хочет привлечь на свою сторону. Конечный успех планов Чанакьи определяет и идейную направленность пьесы, выразившуюся в политическом единстве страны. В создании других характеров Вишакхадатта также прибегает к противопоставлению. Таким образом, по своей теме драма «Перстень Ракшасы» стоит в какой-то мере особняком в древнеиндийской драматургии, в которой, как мы видели, преобладала тема любви. Показателен в этом отношении

Прокомментировать