Калидаса — художник большого таланта

Поэма написана в приподнято-торжественном стиле. Цари рода Рагху — это герои, совершенные люди и идеальные правители, иначе «собрание добродетелей». Можно предположить, что «Род Рагху» является иносказательным воспеванием династии Гупт. Однако временами высокий стиль повествования снижается, и тогда трафаретная характеристика царей сменяется рассказом о слабовольном й легкомысленном царе. Показательна в этом смысле последняя, девятнадцатая, песнь поэмы, которая, можно думать, отображает придворные нравы времен Калидасы. Сравнение восемнадцати песен поэмы с ее последней, девятнадцатой, где изображен изнеженный, пресыщенный удовольствиями царь Агии-варпа, «который пировал день и ночь, не обращая внимания на народы, желавшие хотя на минутку увидеть его», дает возмож-

ность сделать и другое предположение. А именно: Калидаса противопоставляет печальное настоящее идеальному прошлому. Образом Агниварны Калидаса как бы подчеркивает, что важно не царское происхождение, а выполнение долга царя перед народом.

Поэма «Рождения Кумары»1 рассказывает о любви богини Парвати к богу Шиве. Шива отвергает ее любовь, но сила любви Парвати покоряет грозного бога, и он отвечает на чувство Парвати.

Через это произведение проходят две определяющие все творчество Калидасы темы — любовь и воспевание индийской природы, которую Калидаса часто одухотворяет. Любовь к индийской природе характерна и для «Рода Рагху», где Калидаса, описывая различные пейзажи родной страны, восхищается их красотой. Так, «Слово Рамы» в тринадцатой песне представляет хвалу водным богатствам Индии.

Наряду с Калидасой многие поэты древней Индии создавали произведения по типу эпических поэм. Среди них Бхарави, написавший «Бой Арджуны», Магха и др.

Эпоха Калидасы, его предшественников и тех поэтов, которые были после него, отмечена пробуждением интереса к проблеме чувства. Это означает, что идеал героический начинает уступать место идеалу эстетическому. В этом плане особенно интересна поэма Калидасы «Облако-вестник».

«О б л а к о — в е с т н и к»

Калидаса — художник большого таланта — достиг настоящего совершенства в изображении чувств. Человеческие переживания Калидаса раскрывал в тесной связи с индийской природой, которую он глубоко и проникновенно любил. Эта характерная черта творчества Калидасы находит выражение в лирической поэме «Облако-вестник». Эта поэма, появившаяся в английском переводе в начале XIX в., сразу привлекла к себе внимание поэтов и ученых Европы, па нее обратил внимание Гёте. Он писал: «Английский перевод «Облака-вестника» заслуживает всяческих похвал; даже первое знакомство с этим произведением сотворило эпоху в нашей жизни». Поэма переведена на многие языки 2, в том числе и на русский. Русский перевод принадлежит П. Г. Рит-теру.

Несомненно, что до Калидасы были в Индии поэты-лирики. Видимо, раньше Калидасы жил оставшийся неизвестным автор поэмы «Разбитый сосуд», представляющей собой страстный монолог влюбленной женщины, удрученной горем разлуки. Но истоки лирики Калидасы и его предшественников надо искать значительно раньше. Они уходят к ведийским гимнам. Лиризм вставных эпизодов «Махабхараты» говорит о том, что этот род литературы существовал задолго до Калидасы. В процессе своего развития лирическая поэзия достигла в древней Индии большого совершенства и разнообразия форм и поэтических средств.

Сюжет небольшой лирической поэмы «Облако-вестник» весьма прост. Один из полубогов (якшей) был за какой-то проступок подвергнут наказанию — изгнанию на один год из волшебного царства владыки богатств. Томясь в разлуке и тоскуя о своей возлюбленной, якша обращается к облаку, плывущему с юга на север, и просит его передать привет любимой:

Комментарии закрыты.