Калидаса при выборе тем обращался к мифологии и к ранней литературе

Из произведений самого Калидасы явствует, что он был хорошо знаком с музыкой, танцевальным искусством, живописью и обладал также весьма обширными сведениями в области различных наук. Калидасе приписывается много произведений, однако несомненно ему принадлежат шесть: две поэмы так называемого искусственного эпоса, одна лирическая поэма и три драмы.

«Род Рагху». «Рождение Кумары»

Следуя традиции, установившейся в древней Индии, Калидаса при выборе тем обращался к мифологии и к ранней литературе. Однако его произведения через мифологический, эпический сюжет отражают и современную поэту действительность.

«Род Рагху» принадлежит к числу поэм, которые в древнеиндийской теории поэзии назывались махакавья (буквально «большая поэма»).

Большинство махакавья были построены по типу эпических поэм и создавались на сюжеты эпоса.

Поэма «Род Рагху» представляет собой панегирик легендарной династии Рагху, к которой принадлежал царевич Рама, герой эпико-героических сказаний «Рамаяны». В поэме рассказывается история Рамы, его предшественников и наследников, начиная от Дилипы, отца Рагху, и кончая бесславным потомком великих отцов — Агниварной.

«Род Рагху» содержит девятнадцать песен (или глав). Поэма начинается со вступления:

Ради прочного единства, связи звуков с их значеньем Славлю я творцов вселенной — Парамешвара с Парватн. Столь же дружных меж собою, как и звук с его значеньем. Где возник род Сурьи славный? Где пределы мыслям нашим? Я по глупости пускаюсь в океан  на утлой лодке, В океан, что не по силам пересечь и самым дерзким. Коль стремиться стану к славе стихотворцев знаменитых, Буду всеми я осмеян, как пигмей, поднявший руку, Чтобы плод достать высокий и высоким лишь доступный. Но, быть может, путь мой скромный уподоблен будет нити, Проходящей незаметно сквозь каменья-самоцветы,’ Сквозь творения поэтов Рагху—древний род воспевших, Воспою потомков Рагху, непорочных от рожденья, Мудро правивших землею, всей землей до океана, И до неба продолжавших колесницы бег победный. Все потомки рода Рагху Агни по закону чтили, Выполнения желаний достигали по закону, Наказанья назначали не превыше преступлений. А богатства собирали, чтоб раздать их без остатка,

Дорожили каждым слозом, чтоб па все имелась правда, Побеждали ради славы  и женились для  потомства. Изучению  науки было отдано их детство, Юность жаждет наслаждений, старость ищет лишь покоя; Смерть встречать же подобает только в самосозерцанье. И наслышавшись повсюду о деяиьях рода Рагху, Необдуманно решаюсь я начать свое сказанье, Так ничтожно краспоречье — так их подвиги велики. Мудрецы! Благоволите мой рассказ теперь прослушать! Осудите иль хвалите, разделив добро и скверну, Лишь в огне увидеть можно — чисто злато иль нечисто.

(Перевод И. Д. Серебрякова)

II дальше повествование ведется в том же спокойном эпическом стиле. Первая песнь рассказывает, что у прямого потомка первого человека — Ману, царя Дилипы, которого поэт сравнивает с «месяцем, восходящим из-за океана», нет детей. Дилипа просит мудрого отшельника о продолжении рода. Мудрец-отшель-иик дает царю священную корову, молоко которой принесет потомство.

Вторая песнь повествует о рождении у Дилипы сына, имя которого — Рагху1. Рагху превосходит всех царей в силе, ловкости и уме (песнь третья). Он покоряет «все земные страны» (песнь четвертая). В пятой песне говорится о рождении у Рагху сына. Три песни (пятая, шестая и седьмая) посвящены описанию подвигов и побед сына Рагху. В восьмой песне рассказывается о рождении отца Рамы — Дашаратхи, девятая песнь «Охота» раскрывает сюжетную завязку «Рамаяны», причину изгнания Рамы. Над Дашаратхой тяготеет проклятье. Он во время охоты убил сына отшельника, и отшельник проклял его. Дашаратха должен умереть от горя в разлуке с сыном. Часто встречающийся в литературе древней Индии мотив проклятия отшельника выражает, * видимо, идею судьбы. Песни с десятой по пятнадцатую представляют собой высокохудожественное переложение эпопеи «Рамаяна», причем Калидаса рассказывает по-своему некоторые события из жизни Рамы. Последние песни посвящены потомкам Рамы.

Прокомментировать