Классическая индийская драма

Под вечер, гневная, она супруга, Сетями нежных рук-лиан опутав крепко, В покои внутренние вводит; И на следы  его измены указав подругам,

Чуть запинаясь говорит: «Чтоб это было В последний раз!» Счастливец! Все отрицая,  он смеется, а она, Его ударив, разражается слезами.

(Перевод Ю. М. А.ш.коновой)

Ладонью стер узор со щечки, И вздохи выпили подобную амритс влагу с уст, И слезы поминутно душат, вздымая бурно грудь. Упрямица, не я, а гнев — любовник твой отныне!

(Перевод 10. М. Алнхановой)

«Глупышка, н долго ты собираешься

Вести себя так наивно?

Выкажи гнев, прояви твердость!..

Разве можно быть прямодушной с мужем?»

И когда так наставляла ее подруга,

Она, испуганно взглянув на нее, сказала:

«О прошу тебя, говори потише!

Ведь в сердце моем обитает милый,

Властелин моей жизни, он может услышать!»

(Перевод Ю. М. Алнхановой)

Лицом к лицу с ним оказавшись,

Я лик склоняю свой, взор устремляю долу,

И слух,  его речам внимать объятый  жаждой,

Перстами замыкаю,

И выступивший пот

Ладонями со щек стираю.

Но,  милые подруги, что мне делать,

Когда вдруг распускается шнуровка на корсаже?

(Перевод 10. М. Алнхановой)

Трудно сказать что-либо определенное о времени жизни Амару, как и о его биографии. Причем, если в отношении Бхартрихари мы можем извлечь некоторые сведения о личности поэта из его стихов, то в отношении Амару этого сделать нельзя.

Есть основания считать, что он жил не позднее IX в.

 

Классическая индийская драма — драма Калидасы и его предшественников Ашвагхоши, Бхасы, Саумилы, Кавипутры 1 и других более поздних драматургов свидетельствует о расцвете этого рода литературы в древней Индии. Из дошедших до нас произведений наиболее древними являются три драматических произведения буддийского толка, фрагменты которых были найдены в начале XX в. за пределами Индии — в Турфане. Одна из трех драм написана крупным поэтом древней Индии — Ашвагхошей, который был современником и, возможно, наставником царя Канишки (I в. н. э.) из династии Кушанов. Ашвагхоше принадлежит несколько произведений, воспевающих буддийское учение, среди которых поэма «Жизнь Будды». Драма Ашвагхоши приближается по своему типу к более поздним драматическим произведениям. Можно сказать, что в самом начале I тыс. до н. э. драматическое искусство было в Индии * весьма развитым. По-видимому, наиболее древние произведения индийских драматургов до нас не дошли.

Ко II- —IV вв. н. э. относится трактат о театральном искусстве Бхараты — «Наставление в театральном искусстве». Автор трактата опирался, видимо, па более ранние труды, написанные па эту же тему, ибо такое произведение могло быть создано лишь в эпоху развитого драматического искусства.

В настоящее время исследователи сходятся на том, что так называемая классическая драма окончательно сложилась в первые века нашей эры.

Для того чтобы правильно оценить классическую индийскую драму, и в частности мастерство Калидасы, надо проследить становление и развитие индийского театрального искусства.

Когда в Европе в конце XVIII — начале XIX в. познакомились с древнеиндийской драматургией, то пораженные ее мастерством отнесли достоинства индийской драмы за счет греческого влияния. В настоящее время общепризнанно, что индийское драматическое искусство оригинально но своему происхождению и что развивалось оно самостоятельно. Где же искать истоки индийской драмы?

Комментарии закрыты.