Мифические образы

Хотя в Египте появились (и притом раньше, чем в Европе) К#учные наблюдения, необходимые для развивающегося хозяйства, н многие из этих открытий (особенно в математике) были позднее восприняты и переработаны греками, но явления природы в основном воспринимались в искаженном виде и обоготворялись. Возник миф о создании мира богом солнца Ра, который вышел из бутона лотоса, выросшего в предвечном хаосе. Могучая река Нил, от разливов которой зависело благосостояние страны, объявлялась благодетельным богом, насыщающим людей/Смена времен года объяснялась борьбой бога плодородия Осириса и его брата — бога пустыни Сета.

Этот миф дошел до нас в многочисленных вариантах. Однако основная канва его прослеживается довольно четко. Злой бог Сет оказывается родным братом доброго бога Осириса, который унаследовал от своего прародителя Ра царскую власть на земле.
Желая отнять у брата престол, Сет действует не силой, а хитростью. Он заманивает доверчивого Осириса в гроб, закрывает его крышкой и бросает в Нил. Гроб с трупом горячо любимого супруга, прибитый к далекому финикийскому берегу, отыскивает верная,
жена Осириса Исида. Она погребает его, а затем удаляется в болота Дельты и рожает там младенца Гора. Таясь от злобного Сета, она воспитывает сына, который полон решимости отомстить за своего отца. Он состязается со своим дядей перед судом верховных богов и возвращает себе отцовский трон. Ему удается также оживить своего отца Осириса, пожертвовав при этом собственным глазом, обладающим магической силой и возвращающим жизнь тому, кто его Проглотит.

Однако мифические образы существуют в различных вариантах, разновременные слои в которых рождают противоречия. Так, в одном из мифов богиня Исида предает своего сына и переходит на сторону Сета. В другом мифе та же Исида выступает свирепой волшебницей, насылающей на солнечного бога Ра змею. Когда несчастный бог, страдая от змеиного укуса, обращается за помощью к самой Исиде, то злая богиня берется спасти его, но с условием» что он откроет ей свое настоящее имя. По древним представлениям, узнав имя бога или человека, можно получить власть над ним. Впрочем, и сам Ра далеко не всегда оказывается благодетельным. Разгневавшись на людей, «творящих зло», он посылает против них свою свирепую дочь Тефнут, которая истребляет грешников и заливает землю кровью. Лишь с трудом удается остановить ее и спасти остаток людей.

Таким образом, богам приписываются людские страсти; зависть и коварство, любовь и верность, гнев и жалость.

Египтяне приписывали богам свои собственные хозяйственные и культурные изобретения. Оказывалось, что Осирис якобы первый научил людей обрабатывать землю и сеять ячмень и полбу, что бог Птах был первым гончаром, а бог Тот созда иероглифическую письменность. Мечта об обеспеченном труде, об улучшении жизненных условий и воспоминания о победах человеческого труда воплощались, таким образом, в фантастические представления о деятельности богов, «культурных героев».

Конечно, неоднократно зарождались и скептические мысли, мл шедшие отражение и в литературе. Но в условиях рабовладельце! ой деспотии им не было простора, и трезвые высказывания, Походившие до отрицания чудес и загробной жизни, оставались изолированными. Идеалистическая же философия, тесно связанная религией, получила более систематическую разработку. Ко времени Древнего царства относится Мемфисский богословский трактат, в котором намечаются позднейшие представления о логосе. Местный бог Птах провозглашается разумом (точнее — сердцем, в котором, по египетским представлениям, зарождалась мысль) и языком богов. Все существующее (вплоть до червей) оказывалось, таким образом, воплощением его мысли. Все боги были низведены до положения ипостасей предвечного творца.

Комментарии закрыты.