Провинциальные центры

Основные периоды истории Египта носят название: Древнего, •Среднего и Нового царств. Кроме них различаются переходные периоды и Позднее время (после Нового царства), а также Греко-римский период.

Древнее царство (III тыс. до н. э.) характеризуется исключительным усилением централизации. Власть фараона, признававшегося верховным собственником всей земли, была неограниченной. Подданные были обязаны падать перед ним ниц («на своп животы») и целовать землю под его ногами.

Ярким свидетельством могущества фараонов являются воздвигнутые в эти зремена грандиозные пирамиды.

После промежуточного периода распадения и междоусобиц страна вновь объединилась, по прежней исключительной централизации уже не наблюдается. В период Среднего царства (около 2100—1700 гг. до н. э.) фараонам приходится в большей степени считаться с запросами местной рабовладельческой знати и делиться с ней властью и доходами от эксплуатации угнетенной массы земледельцев — общинников и рабов.

Провинциальные центры проявляют больше самодеятельности в хозяйстве и культурном творчестве. Усиление имущественной дифференциации приводит к крупному восстанию народных масс и массовому переделу имущества, носившему, однако, стихийный характер и не изменившему классовой структуры египетского общества. Затем из Азии вторгаются воинственные кочевники — гпксосы и устанавливают свое господство. После их изгнания наступает длительная эпоха Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Египет выходит из состояния былой замкнутости. Египту покоряются соседние страны: Палестина, Сирия и Нубия; оттуда выкачивается обильная дань и пригоняются десятки тысяч пленных. Значительно усиливается удельный вес рабского труда. С другой стороны, сильно развиваются торговые и дипломатические сношения с народами Азии, Африки и отчасти Европы (Эгейским миром). Более близкое знакомство с языками, бытом, литературой и искусством других стран приводит к значительным сдвигам в египетской культуре. Столкновение в среде господствующего класса рабовладельцев (жречества, военной аристократии и зажиточной прослойки рядовых свободных) вызывают значительные потрясения. В конце XV в. фараоном Эхнатоном проводится реформа, принявшая религиозную форму и окончившаяся неудачно. Позднее вновь поднимаются движения эксплуатируемых масс.

В I тыс. до п. э. Египет, ослабленный внутренними потрясениями и распавшийся на ряд мелких государств, становится добычей чужеземных захватчиков: ливийцев, эфиопов, ассириян, а после краткого периода самостоятельности (саисского) — персов, греко-македопяи и римлян.

Для понимания специфических черт художественного творчества египетского народа необходимо познакомиться с его своеобразными верованиями.

В египетских верованиях большую роль играли пережитки родового строя: фетишизм, тотемизм и анимизм. Эти представления оказались в Египте более устойчивыми, чем в других странах.

Культ животных принял в Египте огромные масштабы. Кошка, лев, крокодил, сокол, навозный жук и др. считались священными и неприкосновенными, что неоднократно можно проследить и в поэтическом творчестве. Огромное значение имел заупокойный культ.

На создание «жилищ вечности», т. е. гробниц, обращалось большее внимание, чем на постройку жилищ (даже дворцы фараонов воздвигались из легких и непрочных материалов и не носили монументального характера).

Для обслуживания двойника покойника (его ка — главной души, наряду с которой называются еще второстепенные) работали художники и писцы, изображавшие его самого и слуг и обеспечивавшие магическим путем его благополучие. Откровенно подчеркивалось, что вес это доступно лишь для привилегированных кругов, в первую очередь для земного бога — фараона. Лишь в поздний период классовая роль религии маскируется, и жрецы сулят ьиробное блаженство бедняку в награду за труд и терпение на земле.

Комментарии закрыты.