СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЗАИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ (РОМАНА)

 

Появление в индийской литературе прозаической повести (ее также называют романом) относится к середине I тыс. н. э.

Одним из известных представителей этого жанра литературы был Дандин. Совокупность данных (почерпнутых частично из его произведений) позволяет отнести жизнь и творчество Дапдипа к VI—VII вв. н. э. Можно предположить, что если он сам не принадлежал к городской верхушке, то писал, несомненно, для «золотой молодежи», изображение жизни которой дошло до нас в ряде литературных источников. В одном из них — «Руководстве в любви» сказано: «запасшись познаниями и устроив свой дом на деньги, добытые подарками, победами, торговлей, платежами, либо полученные в наследство или же теми и другими путями вместе, надо начать жизнь светского человека. О и должен жить в столице, большом городе или местечке, где есть отличные люди, либо в ином месте соответственно роду занятий. Там поблизости от воды пусть он построит себе дом с садом, обширным двором для работ и двумя опочивальнями…» {Перевод П. Риттера). Дальше перечисляются «занятия» светского человека. После обеда и совершения своего туалета — веселые развлечения, вечером — музицирование, затем любовные свидания, пирушки, посещение садов,, в определенные дни собрания в храме богини красноречия, спектакли, беседы в домах гетер или людей своего круга, обмен мнений о поэмах и искусствах. Придворная знать, сыновья разбогатевших купцов и ростовщиков — люди, не занимающиеся производительным трудом, пресытившиеся жизнью, но искушенные в науках и искусствах,— вот в основном читатели Дандина.

Индийская литературная традиция считает Дандина автором трех .произведений, из них в настоящее время твердо установлены два. Это — прозаическая повесть «Приключения десяти принцев» и трактат в стихах, посвященный теории поэтического искусства,— «Зеркало поэзии». Сначала следует остановиться на «Зеркале поэзии»— поэтике Дандина, ибо она определяет эстетические взгляды автора и проливает свет на запросы его читателей. Иными словами, изучение «Зеркала поэзии» помогает правильно оценить «Приключения десяти принцев»1 — произведение, считавшееся в свое время «прославленным в трех мирах» и поныне популярное в Индии.

«Зеркало поэзии» состоит из трех частей. Первая посвящена описанию литературных родов и стилей, во второй и третьей Дан-дин разбирает типы словесных украшений. Он приходит к выводу, что поэзия (т. е. художественная литература) —это наука, овладеть которой можно лишь в результате долгого и упорного труда. Что же понимал Дандин под «наукой поэзии»? Наука поэзии, по мнению Дандина, состоит в освоении определенных литературных правил и приемов. Писатель главным образом должен заботиться •о стилистических украшениях своего произведения.

«Прирожденная фантазия, обширная, блестящая ученость и .неукоснительное усердие суть три условия, — пишет Дандин, — для успеха поэтических произведений». «Бели иет налицо роскошной фантазии, связанной с впечатлениями предыдущей жизни, то богиня Речи оказывает значительную помощь, если ее почитать с помощью учености и усердия. Посему, — продолжает Дандин, — стремящиеся к литературной славе должны, отбросив лень, усердно и неукоснительно почитать богиню Сарасвати, ибо даже при незначительном поэтическом даре усердно потрудившиеся люди могут получить удовольствие в обществе образованных людей», {Перевод П. Г. Риттера)

Требования, предъявляемые к художественному произведению, касаются в основном словесных эффектов: поэт должен вызывать, по мнению Дандина, «приятное раздражение слуха и воображения». Для этого нужно стремиться к музыкальности фразы, к обилию украшений и т. д. Только тогда, считает Дандин, поэт доставит истинное эстетическое наслаждение читателю. Вполне возможно, что в основном восприятие литературных произведений шло через декламацию. В этом смысле в эстетической установке сказывается длительное существование устной передачи произведений.

Комментарии закрыты.