Ахеменидское государство

Эта религия, так называемый маздаизм, сразу не уничтожила старые культы племен. Не уничтожила она и распространявшееся тогда вероучение Зороастра. И. М. Дьяконов («История Мидии») делает предположение, что учение Зороастра, получившее дальнейшее развитие, ранее всего было воспринято в качестве официального в Мидии в VII—VI вв. до н. э.

О соотношении ранних   форм   зороастризма   и   маздаизма до сих пор нет единого мнения, хотя и можно считать доказанным

отсутствие тождества этих двух явлений. Однако (представление о борьбе двух начал на земле — добра и зла, света и тьмы, культ Ахура-Мазды. культ огня и идеализация земледелия были свойственны как зороастризму, так и ‘маздаизму. При этом Ахемениды, по-видимому, не считали овод зороастризма — «Авесту» священным сводом, а Зороастра — пророком. Наиболее распространенные толкования слова «Авеста» — «основа», «закон», «религиозное уложение». Некоторые исследователи выдвигали гипотезу о происхождении этого слова от того же корня, от которого произошло и санскритское «Веда», т. е. «знание». Последнее этимологическое толкование возводит это слово к корню, обозначающему «восхваление».

Ахеменидское государство в 30-х годах IV в. до н. э. было завоевано Александром Македонским и вошло в состав его военно-рабовладельческой империи. После смерти Александра (323 г. до н. э.) области, населенные иранцами, являлись вначале провинциями государства Селевкидов, а с III в. до и. э. от него от-Митра, Накширустем кололись среднеазиатские области, в которых жили бактрийцы, хорезмийцы и парфяне. Образовались Греко-бактрий-ское и Парфянское царства. Первое, управляемое потомками полководца Селевкидов, фактически прекратило свое существование уже во II в. до н. э. в результате нашествия кочевников — кушан (между 140 и 129 гг. до н. э.). Второе же, подвластное династии Аршакидов, вышедшей из парфяноких племен, сохраняло свое значение в продолжении более четырех с половиной столетий (247 т. до п. э. — 224 г. н. э.). Постоянно ведя борьбу за присоединение соседних земель, Аршакиды стремились восстановить былое могущество Ахеменидской империи. В результате к своей коренной области, расположенной к востоку и юго-востоку от Каспийского моря, им удалось присоединить все Иранское нагорье, Армению, часть Месопотамии и восточноиранской  провинции  Маргианы, а также успешно соперничать с азиатскими государствами и Римской империей.

Есть основания полагать, что с момента падения Ахеменид-ской державы в самом социально-экономическом строе государственных образований, расположенных на территории древнего Ирана, принципиальных изменений не произошло. Господствовали рабовладельческие отношения, но сохранялись и пережитки первобытнообщинного строя.

В период греко-македонского господства в иранские области все активнее вливаются элементы греческой культуры. Так, с проникновением греческого языка в Греко-бактрийском царстве наряду с арамейским письмом употребляется греческое, а летосчисление ведется по селевкидской эре, одновременно с местными божествами почитаются также эллинские (например, Зевс, Афина, Аполлон и Др.). В то же время культура Греции обогащается элементами восточных культур, в результате чего возникает так называемая эллинистическая культура. Помимо культурного взаимодействия восточного Ирана с Грецией имело место также и общение его с западным Ираном и с соседними странами Востока, в частности Индией и Китаем. Элементы их культур засвидетельствованы в верованиях и памятниках искусства Греко-бактрийского царства.

Традиция использования греческого письма в областях, населенных восточными иранцами, наблюдается и после падения Греко-бактрийского царства — в царстве Великих Кушанов (I—IV вв. н. э.), государстве эфталитов-хионитов (V—VI вв. н. э.) и в Согде вплоть до VIII в. включительно.

Комментарии закрыты.