Дальнейший процесс формирования «Авесты»

Зарождение «Авесты» на «этапе ораторского творчества» подтверждается и тем обстоятельством, что в «Гатах», несмотря на признаки многослойности, все же проступают черты определенной индивидуальности. Это единодушно отмечали все исследователи. Действительно, в слое, оказавшемся основой будущего памятника— «Авесты», отражены как будто бы отдельные события из жизни Зороастра (изгнание, свадьба дочери и др.), в нем названы имена его близких и последователей.

Язык «Гат» отличается от языка других частей «Авесты» и является в ней наиболее древним. Полагают, что «Авеста» создана и записана на языке, в основе которого лежал один из древнеиран-ских племенных языков, ставший в силу ряда обстоятельств жанровым. Условно язык этого памятника назван «авестийским». Это говорит за то, что «Гаты» и язык, на котором они были созданы, освящались в течение десятков веков авторитетом особо почитаемого лица, с именем которого было связано возникновение зороастризма. Несмотря на непонятность омертвевшего языка, его все же старались сохранить. Начиная со времени возникновения «Авесты» и до наших дней «Гаты» являются у последователей вероучения Зороастра наиболее почитаемой и священной частью.

Форма «Гат» говорит о создании их оратором в процессе устного, может быть импровизированного, выступления. Это проповеди-молитвы, произносимые от первого лица (в отдельных случаях используются формы диалога или беседы с божеством). «Гаты» уснащены специфическими для устной речи приемами (риторическими обращениями, восклицаниями, вопросами и параллелизмами). При этом в них отсутствует притча, что указывает на невысокую степень развития ораторского искусства и, следовательно,, на еще не обострившуюся классовую борьбу.

«Ораторское» происхождение «Авесты» подтверждается и аналогией истории создания «Авесты» и Корана (VII в.), ядром которого явились проповеди исторического лица — Мухаммада, а также сходством характера «Гат» и одного из Кумранских документов — «Благодарственных гимнов», принадлежащих основателю неизвестной иудейской секты. Эти гимны также созданы от первого лица, и в них содержатся сведения о жизни автора.

Дальнейший процесс формирования «Авесты» можно представить следующим образом.

Проповеди Зороастра, заучиваемые его последователями наизусть, сложились со временем в единое целое. Однако абстрактная образность «Гат» не способствовала широкому распространению содержащегося в них учения. В результате возникла необходимость конкретизировать это учение, приблизить его к привычньш для широких масс религиозным воззрениям и обрядам. Так, по всей видимости, уже при Ахеменидах учение «Гат» стало впитывать более древние по сравнению с ним представления и культы (природы и предков). Вместе с тем в процессе устной передачи шло обрастание первоначального ядра «Авесты» более древним по времени возникновения материалом, в котором крупную роль играли элементы устного народного творчества.

При Ахеменидах учение, основанное Зороастром, завоевывало себе все больше последователей. В то же время шла разработка учения о борьбе доброго и злого начал, выступающих в образах братьев-близнецов, рожденных «Бесконечным временем» — Зрвана-акараиа.

Предполагают, что трансформированное учение «Гат» впервые получило официальную поддержку в Мидии, а затем в Персии при Ксерксе (486—465 гг. до н. э.).

При Ахеменидах же, в период между концом VI в. и концом V в. до н. э., произошла, по-видимому, первая письменная фиксация «Авесты» (зороастрийская традиция относит ее к концу жизни Зороастра, когда «Авеста» была якобы записана учеником пророка— Джамаспой, подобно тому как позднее и Коран был записан, секретарем Мухаммада Зейдом).

Комментарии закрыты.