Каждое племя выбирало «судью»

Так, при учете двойственного характера библейского литературного комплекса за внешней оболочкой, созданной редакторами-богословами, обнаруживаются ценные зерна подлинной древней, народной поэзии.                                                                                                            

Б И Б Л И Я

В XIII—XI вв. до н. э. древнееврейское общество находилось на стадии разложения первобытного строя и формирования рабовладельческих отношений. Общение и смешение с покоренным хананейским населением, стоявшим на более высоком социально-экономическом уровне, ускоряли этот процесс. Однако родо-плсменные обычаи сохранились еще в полной силе. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему угодно».

Каждое племя выбирало «судью», который возглавлял ополчение, а в мирное время творил суд и расправу. Подвиги этих племенных вождей прославлялись в песнях и сказаниях.

Наиболее ярким образцом такой устной народной поэзии следует признать «Песнь Деборы», посвященную победе ерюза израильских племен над хананейским полководцем Сисарой. В ритмических строфах описывается битва под предводительством женщины— вождя Деборы. Осуждаются и высмеиваются племена, уклонившиеся от общего дела. Восхваляется некая Иаиль, коварно убившая Сисару, пока он спокойно пил молоко в ее шатре. С большим злорадством говорится о матери врага, которая ждет сына с добычей и пленницами, не зная, что он уже убит.

В песне применяются самые различные поэтические приемы. Умело подбираются созвучия.

Например, в коротеньких фразах три раза повторяется ударный слог «эй» и. два раза «от» (в переводе это воспроизвести не удается).

Те, кто едет на белых ослицах, Кто сидит на коврах, Кто бредет но путям, Пойте все.

Применяется параллелизм частей:

Ашер сидит у моря, У бухт своих живет

Иногда встречается подлинный хиазм:

Пришли цари, сразились, Сразились цари Ханаана.

Сказуемое, стоящее в конце первой строфы, повторяется в начале второй. Подлежащие также перекрещиваются и являются тождественными.

Наряду с песнями передавались из уст в уста героические сказания в прозе. Особенно популярным богатырем был Самсон, воевавший, по преданию, один на один с воинственными соседями — филистимлянами. Допускаются самые невероятные гиперболы. Могучий герой побивает тысячу вооруженных врагов ослиной челюстью, уносит на плечах городские ворота и т. д. В конце концов он погибает, став жертвой женского коварства. -Красавица Далила выведывает тайну его силы, заключенной в волосах, и во время сна остригает его и выдает врагам. Само имя Самсона означает «солнышко». Некоторые исследователи считают, что чудодейственные волосы символизируют солнечные лучи. Однако следы солярного мифа, если они даже лежат в основе сказания, почти полностью изгладились. Показательно, что в этих песнях и сказаниях мы не найдем монотеизма. Израильский бог-покровитель Ягве считается наиболее могучим из богов, но отнюдь не единственным. Наряду с ним признаются боги других пародов. Звезды называются небесными воинами.

Комментарии закрыты.