Обители Ахура-Мазды

Человек, таким образом, является орудием сил добра. Божества, олицетворяющие собой полезные для человека силы природы,

обитали, по древним представлениям, в царстве света и добра, а божества, олицетворяющие враждебные силы,— в царстве мрака и зла.

Царство света, именуемое в «Авесте» «Обителью песнопения», описывается как первый возникший на земле горный кряж, опоясывающий западные и восточные страны. У его подножия находятся источники мощных вод, огромное бурлящее озеро Ворукаша. Здесь же обитают и божества Воды и Солнца.

О богах и их деяниях мы узнаем в большинстве случаев из мифологических гимнов, где ранее славословие сочетается с появляющимися элементами повествования, элементами сюжета.

Отражая стихийно-материалистическое восприятие действительности человеком той эпохи, боги в гимнах рисуются существами материального мира, его порождениями. Как ,и греческие боги, эти божества обладают физическим, с точки зрения древних иранцев, совершенством.

Так, богиня воды, земли и плодородия Ардвисура-Анахита выступает в образе прекрасной девушки.

Всегда можно увидеть ее, Ардвисуру-Апахиту, В образе девушки прекрасной,

Сильной, стройной, Высоко подпоясанной,  прямой, Знатного рода, благородного, Облаченной  в роскошную  мантию С обильными складками, золотую…

(Перевод Е. Э. Бертельса)

Бог света, правды и победы Митра изображается в образе:

Правдивого, красноречивого, Тысячеухого,  прскрасносложенного, Десятптысячеглазого, высокого, Дальнозоркого, могучего, Не знающего сна, бодрствующего…

(Перевод Е. Э. Бертельса)

Дух растения Хаома, употреблявшегося во время жертвоприношений, предстает как муж, «самый прекрасный во всем телесном мире по своей наружности блестящей, . бессмертной» (пер. К. Залемана), Вертрагпа — в образах прекрасных юноши и воина.

В «Яште», посвященном Ардвисуре-Анахите, содержится славословие богине и ее описание, конкретность которого позволила исследователям высказать предположение, что это описание относится к существовавшей некогда ее статуе. Здесь рассказывается о выезде богини «а колеснице, запряженной четырьмя одинаковыми белыми конями, о тоске Анахиты по богатырю, который будет ее славить, о ее помощи разным богатырям. В гимне Митре наряду с описанием его внешности имеется и картина его торжественного выезда. Он едет на колеснице, перед ним шествует бог Вертрагна в образе вепря, Митру сопровождают небожители, вокруг него идут Воды и Растения, души умерших, в руке он держит золотую «о ста шишках ^булаву». Здесь же дается описание различного рода наказаний, которые посылает Митра «солгавшим» ему людям. Он разрушает дома, возвращает копье, брошенное «лжецом» во врага, отводит его стрелы от цели. То же самое случается с камнями, пущенными «лжецами» из пращи, ножами, вонзаемыми «в головы людям», и их булавами.

Сочетание конкретных, материализованных деталей в описании внешнего облика мифологического героя с элементами повествования характерно и для гимна Вертрагне, в котором рассказывается о десятикратном превращении этого бога в ветер, быка, коня, верблюда, вепря, юношу, сокола, барана, козла и воина.

Со временем повествовательный элемент в мифологическом творчестве усилился и появились мифы в полном смысле этого слова.

В «Авесте» можно обнаружить следы тех мифов, которые вошли в первый мифологический период истории Ирана, как ее понимали древние и средневековые иранцы.

Эти мифы заключали в себе рассказ о зарождении ненавпетл «царя тьмы» — Ангра-Манью к светлой обители Ахура-Мазды, о создании последним неба, воды, земли, растений, животных (пер-вобыка) и первочеловека, о борьбе сил света и сил тьмы, во время которой падает жертвой злых сил первый человек—Гайя-Мартан (согласно другой, авестийской же версии, первым человеком был Вивахвант — отец Иимы). Ангра-Манью не удается, однако, покончить с человеком и животными. Они снова возрождаются, и на земле наступает время наивысшего расцвета, когда власть переходит к справедливому и мудрому царю Ииме (имя «Иима» связывается исследователями с ведической парой—Яма и Ями), когда все беды и печали минуют людей. Это он «сделал в свое царствование бессмертными и животных, и людей, незасыхающими и воды, и растения, дабы питались пищей неувядаемой.

Комментарии закрыты.