Повествования о патриархах

Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением.

Ради любви девушка готова идти на любые жертвы. Забыв стыдливость и страх, она бродит ночью по улицам города, надеясь найти своего возлюбленного. Она сталкивается с ночным дозором. Суровые стражи избивают ее и отнимают покрывало.

Судя по географическим и историческим приметам, эти песни оформились в X в. до п. э.. хотя иногда их датируют более поздйи-мн временами.

Вавилонское влияние сказывается в имени героини. Сула-мифь — одно из прозвищ богини любви и плодородия Иштар. Однако местный колорит преобладает. Таксе эротическое произведение было включено в Библию, оттого, что после долгих споров среди раввинов было признано: любовные песни являются аллегорией, отражающей отношения бога Ягве и израильского народа. Христианские богословы, со своей стороны, объявили красавицу Суламифь олицетворением церкви.

В IX и VIII вв. до н. э. появились два сборника мифов, сказаний о предках и занимательных повестей о событиях незапамятных времен. Авторы этих сборников неизвестны. Мифы о сотворении мира, потопе и др., попавшие в сборники, походят, по всем данным, на вавилонские. В Палестине крупных рек нет, и представления о грандиозном наводнении возникнуть не могло. С другой стороны, такие детали, как возвращение птиц, выпущенных из ковчега, почти

И. М. Дьяконов. Песнь песней. М., «Наука», 1971, стр. 7, 10.

буквально совпадают в вавилонском и еврейском вариантах. Небесное ожерелье богини Иштар превращается в библейском мифе в обыкновенную радугу.

Повествования о патриархах — предках народов, гораздо самостоятельнее, хотя известное влияние на них вавилонских и египетских образцов не исключено. Так, библейский Иосиф напоминает Бату из египетской сказки о двух братьях.

Наиболее обычным мотивом является соперничество братьев. Замледелец Каин убивает из зависти младшего брата, скотовода Авеля. Исав и Иаков начинают борьбу еще во чреве матери, а позднее первый из них продает другому свое первородство за чечевичную похлебку. Завистливые сыновья Иакова продают своего младшего брата Иосифа в рабство. В других рассказах описываются столкновения главной жены и наложницы (Сарры и Агари) или двух сестер (Лии и Рахили). Легенды о переселении в Египет во время неурожая и об исходе оттуда под предводительством Моисея, послужили подходящим введением для сборников законов.

Оформление библейского канона произошло во время пребывания иудеев в вавилонском плену (586—539 гг. до н. э.). В жреческих кругах происходила напряженная литературная работа, которая была завершена уже после возвращения изгнанников в Палестину и образования теократической общины.

Произведения разных времен усиленно собирались, сортировались и перерабатывались в богословском духе. Результатом этой деятельности оказалась грандиозная компиляция, получившая название «Пятикнижия Моисеева». Сюда вошли повествования и ягвиста и элогиста, и законы разных эпох, часто совершенно противоположного характера, исключавшие друг друга, и новое произведение— «Жреческий кодекс». В последнем события далекого прошлого искусно подгонялись к современности. Возникновение организованной религиозной общины переносится во времена скитаний по Синайской пустыне — т. е. в эпоху родового строя. Главным героем объявлялся мифический первосвященник Аарон (брат Моисея). У кочевых предков еврейского народа оказывался великолепный передвижной храм (скиния) и сложнейший культ, нагромождались перечисления предметов — одежд, камней. Антиисторичность этой концепции и резкое расхождение с другими источниками (более древними), соединенными с жреческим кодексом в составе Пятикнижия, мало смущали компиляторов. Автором всего комплекса был объявлен Моисей. Жрец Езра, который был, вероятно, основным редактором Пятикнижия, торжественно опубликовал содержащиеся в нем религиозные и гражданские установления и объявил их действующими законами (в середине V в. до н. э.).

Комментарии закрыты.