Влияние греческой легенды

Греческое влияние ощущалось также л в культуре Парфянского царства, которое, подобно культуре Ахеменидской империи, впитало в себя черты нескольких культур.

Поклонение греческим богам сосуществовало здесь с зороастризмом и различными местными культами. До I в. н. э. на парфянских монетах чеканились легенды на греческом языке греческим же алфавитом. Только с середины I в. н. э. с усилением местной реакции на иноземное влияние греческие легенды заменяются парфянскими (парфянский язык относится к языкам среднеиранской языковой группы), выполненными одной из разновидностей арамейского алфавита. В конце I тыс. до н. э. на крайнем северо-востоке иранского мира вместе с распространением буддизма был воспринят определенными кругами и алфавит буддийских произведений.

Парфянское царство прекратило свое существование в результате победоносного восстания персов, возглавляемого представителем рода Сасанидов (224—651 гг.).

В эту эпоху зороастризм, претерпев значительные изменения, приобрел свои догматические формы.

Дуализм древнейших представлений получил в этом учении законченный вид. Извечная борьба сил добра и зла, мрака и тьмы,

возглавляемая покровителем людей Ахура-Маздой и покровителем злых сил Ангра-Маныо, должна окончиться победой сил света и добра. Зороастрийские жрецы внесли в религию разработанную демонологию и эсхатологию, многое сохранив из древнейших верований. Так, они предписывали почитать огонь, воду,   землю и воздух и не осквернять эти стихии захоронением мертвых тел. Тела выносили на каменистые холмы на съедение хищным птицам и животным, и хоронили в особых сосудах уже очищенные кости. Большое место в зороастризме занимал культ огня, который постоянно пылал в специальных храмах. Отсюда и распространенное, хотя и неточное название последователей этой веры — «огнепоклонники». Сохранился культ и другого древнего бога — бога Света, Правды и Победы Митры, почитание которого связывалось с культом скотоводства. Утверждалась этика, согласно которой человек должен быть честным, скромным и правдивым земледельцем.

Зороастризм, значительно измененный, сохранился до наших дней в Индии, куда бежали его адепты, преследуемые мусульманами. Зороастрийцы называются сейчас парсами и образуют свою религиозную общину.

Литература древнего Ирана в течение длительного времени служила в основном предметом общефилологического и лингвистического анализа, что хотя и подготовило почву для работы литературоведов, но все же не означало литературоведческого изучения памятников. Последними достижениями в этой области являются работы советских ученых. Труды профессора Е. Э. Бертельса и профессора И. С. Брагинского внесли значительный вклад в изучение литературного творчества древних иранцев. Ценными являются работа И. М. Оранского «Введение в иранскую филологию», подводящая итоги изучению культуры, языковых данных и древней письменности иранцев, а также исследования о религии древних иранцев, академика В. В. Струве, профессора И. М. Дьяконова, труды профессора К. В. Тревер, профессора С. П. Толстова и др.

Памятники словесности древнего Ирана принадлежат к древ-неираиской языковой эпохе. К ней относятся памятники на «авестийском» и древпеперсидском языках. Этих памятников сравнительно немного. Они являются продуктом творчества западных и восточных иранцев. Такой памятник, как «Авеста», является общим наследием таджикского, персидского, афганского народов, а отчасти и азербайджанского. Все это позволяет называть наследие, созданное иранцами в древнюю эпоху, как древнеперсидской, так и древнетаджикской литературой, имея в виду условность термина «литература» по отношению к древнему творчеству.

Комментарии закрыты.