Вопрос о реальности исторического существования Зороастра

Новое вероучение, освящая власть вождей из нарождающейся верхушки общества, в какой-то степени отражало еще интересы общинников. Благодаря этому оно и смогло со временем победить. Однако это учение содержало намеки ненависти к иноверцам, освящало власть правителей и звало к послушанию властям.

В какой из областей иранского мира возникли «Гаты», а следовательно, и новое вероучение, точно не установлено. Одни ученые считают, что это произошло на западе Ирана—в Мидии, другие— на востоке в среднеазиатских областях (В. В. Струве, К. В. Тревер, С. П. Толстев). При этом нужно иметь в виду, что если постановка вопроса о месте возникновения «Гат» правомерна, то по отношению к «Авесте» целиком — памятнику многих иранских племен и народов — она вряд ли целесообразна.

Не решена также и проблема времени появления новой религии. С наибольшей вероятностью может быть назван период между концом IX — началом VII вв. до н. э., если относить факт возникновения «Гат» к Мидии, и период между VIII — началом VII в. (но не позже первой половины VI в. до н. э.), если относить его к Средней Азии.

Вопрос о реальности исторического существования Зороастра решается в основном положительно.

Сведения, которыми .располагает наука в настоящее время, позволяют определить значение «Гат» в формировании «Авесты» и в литературном процессе.

Сопоставление сведений о жизни, деятельности и творчестве основателей философско-религиозных школ у разных народов древнего Востока, сопоставление характера приписываемого им творчества дают возможность отнести возникновение «Гат» к этапу ораторского творчества.

Данные «Гат» и иранской религиозной традиции о жизни Зороастра содержат в себе ряд закономерных, для основателя древнего философско-религиозного учения (школы), сведений.

Эта традиция была отражена в «Авесте» и в не дошедших до нас книгах, содержание которых известно по памятнику IX в. на среднеперсидском языке — «Денкард» («Дело веры»). На основании сведений «Денкарда» о Зороастре была сделана впоследствии (XIII в.) анонимная стихотворная обработка его «биографии». Согласно данным этих источников, личность Зороастра можно рассматривать, как и личность Будды, Махавиры, Конфуция.

Зороастр из рода Спптамы выступает основоположником нового вероучения, выражавшего идеологию определенных общественных групп. Естественно, что ему пришлось вступить в борьбу с защитниками иных убеждений и подвергаться преследованиям. Эти моменты нашли отражение как в его легендарной биографии (его преследовали «маги», под которыми подразумеваются служители старых культов), так и в приписываемых ему «речах», в которых он жалуется на гонения. В «Гатах» видны отзвуки идеологической борьбы, которую вел Зороастр: в отповеди «лживым жрецам» — противникам оседлости и земледелия, в восхвалении первых последователей зороастризма, в призывах к насильственному насаждению этой веры. Последний призыв содержится в его «речи» на свадьбе дочери, что показывает стремление Зороастра использовать для проповеди все возможности и, в частности, связи с родовой аристократией.

У Зороастра были последователи и ученики. Имена их упоминаются в этих «речах» (Виштаспа, Фрашоштра, Джамаспа, Мадйомонха). О существовании у него учеников говорит и «Денкард». Жизнь Зороастра согласно традиции долгое время была связана с переменой места. Не исключена возможность, что ее разделяли с ним и ученики. Свои проповеди Зороастр произносил, а не писал. Об этом говорят данные материальной культуры (удоб* ный материал для письма появился значительно позже), говорят форма самих «Гат», указания «Авесты» на устную их передачу с момента их создания, а также зороастрийская традиция.

Прокомментировать