Дневники искусств и искусствоведческая литература

Дневник искусств может быть обыкновенной тетрадкой или библиотечными карточками в соответствующих коробках (это удобнее), куда заносятся мысли, чувства, впечатления о просмотренных фильмах, спектаклях, живописных полотнах, скульптурах, графических листах, балетах, о прослушанных операх, концертах, симфониях, песнях, о прочитанных книжках… При этом желательно отмечать авторов, режиссеров, актеров, дирижеров, балетмейстеров, мнение рецензентов… Такой дневник искусств — проверенное жизнью, надежное подспорье для выработки должного художественного вкуса, высокого культурного уровня человека.

Чтобы научиться верно смотреть и оценивать спектакль, очень полезно читать литературу о театре. Ее можно разделить, видимо, на три основных типа. Это прежде всего так называемые общие работы. К ним следует отнести книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого». Это своеобразные энциклопедии театрального искусства, читающиеся с большим интересом. Они доступны любому читателю. Можно рекомендовать и великолепную книжку Н. М. Горчакова «Режиссерские уроки КГ С. Станиславского»; книги . Н. П. Охлопкова «Всем молодым», «Товарищам потомкам»; работы В. Ф. Рыжовой «Путь к спектаклю»; «Рассказы о театре» Н. Абалкина; «Душа театра» Г. Бояджиева; «Искусство быть зрителем или приглашение к спору», «Театр воспитывает» Т. Марченко; «Театр и подросток» Ю. И. Рубиной; «Путешествие по театральной программе» Т. Чеботаревской; «Зачем люди ходят в театр» Ю. Юзовского…

Вторая разновидность литературы — это книги режиссера и о режиссерах. Здесь стоит выделить сборник «Андрей Михайлович Лобанов», «Спектакль и режиссер» А. Д. Попова, «Рождение спектакля» Ю. А. Завадского, «О профессии режиссера», «Зеркало сцены» Г. А. Товстоногова, «Веря в чудо, рассказывает и размышляет режиссер» М. В. Сулимова, «Беседы режиссера» Б. А. Львова-Анохина, «О театре» Н. П. Акимова… Небезынтересны и «Портреты режиссеров», выпускаемые издательством «Искусство», книги вроде «Режиссеры и современность» А. Г. Образцовой…

Третья категория — издания, посвященные актерскому искусству. Их можно разделить на многочисленные книги об актерах и не менее многочисленные актерские мемуары. К первым следует отнести такие публикации, как сборник «Мастера сцены — Герои Социалистического Труда», «Артисты» Н. Велеховой, «Алиса Фрейндлих» Б. А. Львова-Анохина, «Николай Симонов» С. Цим-бала, «Борис Николаевич Ливанов» Е. Г. Ивановой, «Хмелев» П. И. Новицкого, и многие другие.

Особое внимание хотелось бы обратить на книги, написанные известными актерами. В них очень просто и убедительно рассказывается о сложнейшем сценическом искусстве, о творчестве товарищей по актерскому цеху, о собственных работах. Читать эти книжки — одно удовольствие и несомненная польза. Они написаны людьми высокой культуры, любящими и знающими театральное искусство. Можно отметить, к примеру, такие издания, как «Записки» Ю. М. Юрьева. «В театре и кино» Н. К- Черкасова, его же «Записки советского актера», «Искусство актрисы» В. Н. Пашенной, «Путь к образу» Ю. В. Толубеева, «Жизнь моя — театр» Е. М. Шатровой, «Сам о себе» И. В. Ильинского, «Время добрых надежд» И. М. Смоктуновского, «Моя профессия» М. А. Ульянова, «Я — счастливый человек» И. О. Горбачева…

Но чтение такой литературы без активного приобщения к «живому» театру — мало что даст. Отсюда не трудно сделать вывод: чтобы научиться правильно смотреть и оценивать спектакль, нужно не только много читать, слушать о театре, но и регулярно, хотя бы раз в месяц, ходить в театр. Только таким образом можно со временем стать грамотным, знающим, любящим и понимающим зрителем! А теперь давайте на практике поучимся смотреть и оценивать спектакль. Поспешим в театр!

Комментарии закрыты.