Новаторская сущность искусства социалистического реализма


Новаторская сущность искусства социалистического реализма в большей степени проявлялась в том, что его главным героем впервые в истории художественной культуры стал человек труда, созидатель материальных ценностей, того самого бытия, без которого невозможна человеческая жизнь.

Значительной вехой в поисках, утверждении нового героя была пьеса драматурга Н. Погодина «Мой друг» (1932). В борьбе с карьеризмом, приспособленчеством, лицемерием и формализмом формируется, закаляется и раскрывается характер директора завода Григория Гая. Этот веселый, сердечный, энергичный человек кровно заинтересован в своевременном пуске строящегося предприятия. Социализм — вот двигатель и цель его кипучей деятельности, источник огромного удовлетворения и творческой радости. Главное для Гая — размах, простор, страсть. Именно\таким его играл в спектакле Театра Революции (режиссер А. Д. Попов) М. Ф. Астангов. Он играл хозяина жизни, друга всех хороших людей, красивого человека свободной и жизнерадостной эпохи. И зрители, что постарше, говорили: «Эх, не успел я быть Гаем!». Средних лет: «Почему мне не быть Гаем?» И молодежь: «Буду, как Гай!»

Интересен в пьесе образ Руководящего лица (М. М. Штраух). В партийном руководителе сочетались человеческая теплота, скрытая и сдержанная требовательность, мужественность и решительность.

Овеянная романтикой созидания, пьеса внушала глубокую уверенность, что усилиями героического рабочего класса, таких руководителей, как Гай и Руководящее лицо (прообразом которого был Серго Орджоникидзе), социализм будет утвержден и довольно скоро!

Большой психологической, публицистической убедительности решения нравственных проблем в производственной сфере добился А. Гельман. Его пьеса «Протокол одного заседания» вызвала завидный интерес широкого зрителя, хотя, формально, тема узко производственная. Драматург сознательно отказался дополнять производственный конфликт любовными, семейными и бытовыми осложнениями, ибо считал, что «повышение нравственного уровня — существенный резерв нашей экономики». Действие пьесы ограничено стенами партийного комитета, где предстоит решить, казалось бы, производственный конфликт между бригадой и руководством стройки. Василий Потапов — руководитель молодежной бригады, передовой, по-государственному мыслящий рабочий. Он умен, пытлив. Рядовой огромной армии тружеников, Потапов чувствует себя рачительным хозяином и держится уверенно, не пасуя перед начальством, заботясь об общем деле, а значит, и о людях. Потаповым движут не узкособственнические мотивы, он ратует за соблюдение плановой дисциплины не только в масштабах треста, но и в масштабе отрасли, всей страны. Он не ждет, когда будут кем-то свыше решены все наболевшие вопросы, он с бригадой хочет помочь их решению. Его не удовлетворяют объяснения директора треста, в чем, по его мнению, сложность сегодняшнего дня.

Батарцев. Я прошу вас правильно понять одну вещь. В строительстве в настоящее время происходят крупные, серьезные перемены. И в области планирования, и в области финансирования, и в области снабжения. Но на сегодняшний день процесс этих перемен не завершен. И не потому,

Сиена из спектакля «Протокол одного заседания» А. Гельмана, Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького

что кто-то тормозит. Просто масштабы работ в стране огромные, проблемы очень сложные, и они не могут решиться так быстро, как нам с вами хотелось бы.

Деловая и моральная бескомпромиссность и ответственность — вот   отличительные    черты коммуниста Потапова, он чувствует нравственную ответственность перед членами его бригады. Потапов.   А ведь у меня, товарищи члены парткома, половина бригады — пацаны. Их же надо как-то воспитывать, прививать уважение к ремеслу. Вот что волнует Потапова. И он считает своим партийным, человеческим долгом сделать все возможное, чтобы каждый молодой член его бригады с уверенностью глядел в будущее. И победа остается за ним!

Примечателен финал спектакля Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького (режиссер Г. Товстоногов). Секретарь партийной организации Со-ломахин (К- Лавров) обращается в зрительный зал с вопросом: «А вы за Потапова?» И в зрительном зале поднимается лес рук. Так советские люди проголосовали за пьесу и спектакль, за поставленные и успешно решенные ими наболевшие проблемы современности.

Прокомментировать