Пьеса Д. Храбровицкого «Пока бьется сердце»

Государственной премии удостоена пьеса Д. Храбровицкого «Пока бьется сердце», поставленная на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Этот спектакль об ответственности каждого из нас за порученное дело и свои поступки, о важности чуткого, внимательного отношения к человеку, о высокой результативности творческого начала в любой сфере деятельности. В центре постановки — образ талантливого хирурга-новатора, высококлассного специалиста по операциям на сердце Крымова. Убежденно, страстно ведет театр большой, заинтересованный разговор со зрителем о сути жизни, о пагубности хамства и черствости, способных убить все лучшее в человеке, о том, что дело не только, вернее не столько в достижениях медицины, сколько в нас самих… Как важно почаще спрашивать самих себя: насколько человечно наше отношение к окружающим людям? Сколь важно также вовремя установить, понять четкую границу между добром и злом. Этот спектакль — напоминание о том, что надо беречь от черствости и бездушия незащищенные человеческие сердца, беречь человека! Зрители слушают монолог главного героя с напряженным вниманием, словно впитывая высокий нравственный урок. Не случайно Герой Социалистического Труда токарь-карусельщик производственного объединения «Звезда», член художественного совета театра Е. Артемьев писал в связи со

спектаклем, что ему хотелось бы чаше встречаться с такими отзывчивыми, искренне болеющими за человека врачами.

В самых различных жизненных ситуациях может оказаться герой спектакля, и главная задача театра — помочь нам, зрителям, разобраться в правильности или неправильности его жизненной концепции, его поступков.

Председатель Сагадеев — главный герой драмы А. Абдуллина «Тринадцатый председатель». Талантливый руководитель, воспитатель, человек редкостной честности и доброты, он, в силу сложившихся обстоятельств, ради интересов колхозного дела пошел на нарушение закона. Можно ли оправдать его действия? Что думают об этом люди, которыми он руководил? Очень важные вопросы, взволновавшие и актеров, и зрителей, затрагивает спектакль. На его обсуждение в Томском драматическом театре (режиссер Ф. Григорьян) собрались и люди с большим жизненным опытом, и молодежь. Они спрашивали себя: «Пойдут ли в трудную минуту защищать их так, как защищают колхозники Сагадеева?» Не все могли ответить на этот вопрос.

Значит, спектакль заставил задуматься, что-то пересмотреть, переоценить. Он побудил к действию. А это очень важно!

Интересно, что после спектакля Академического театра драмы имени А. С. Пушкина «Друзья и годы» по пьесе Л. Зорина исполнитель главной роли И. Горбачев получил письмо, в котором один из зрителей писал: «Спасибо за то, что помогли разбудить во мне гражданина, что я обрел себя и стал понимать, что ответственность за судьбу моего учреждения, а значит и моей страны, лежит не на ком-нибудь, а на мне самом».

Вспоминая об этом, И. Горбачев писал: «Не верю, что произошло психологическое чудо: зритель пришел в театр и под влиянием спектакля перестроил свою жизнь. Конечно, инженер думал об этом раньше, очевидно, тяготился замкнутостью, одиночеством. Но факт остается фактом: в какой-то степени положительный пример сценического героя помог человеку вернуться к активной общественной жизни» .

Собственно, об этой же основной идейно-воспитательной функции сценического искусства писала в «Театральной жизни» передовая работница совхоза им. М. Горького Люберецкого района Московской области Л. Лучинец: «В театр мы ходим за советом, здесь мы имеем возможность, что называется, остановиться, оглянуться, поразмыслить о своей жизни. Мы обращаемся к нему как к близкому другу, встреча с ним желанна и порой напоминает праздник». Мы, действительно, устаем от шумной, напряженной динамики жизни, нам воистину хочется «остановиться, оглянуться, поразмыслить». Нас тянет в «волшебный мир» театра!»

Советский театр шел к своим достижениям благодаря требованиям зрителя, духовные запросы которого постоянно растут.

Прокомментировать