Подтекст в драматическом слове


Подтекст в драматическом слове — это его скрытый смысл, более глубоко раскрывающий деяния, мысли, чувства, чаяния героев. Подтекст может совпадать с номинальным значением слов, а может и противоречить ему. Например, мы можем формально поблагодарить человека, но выразить это так, что ему станет не по себе от такой благодарности. Это подтекст, выявляемый чисто актерскими, чаще всего интонационными средствами. Но и сами слова могут быть многозначными, и в этом случае подтекст должен быть обязательно выявлен актером на сцене, без чего просто немыслимо истинно художественное сценическое произведение. Поясним это одним примером из пьесы М. Горького «На дне».

Наташа. (Клещу) Жена твоя в кухне у нас… ты, погодя,

приди за ней. Клещ.      Ладно… приду…

Наташа. Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался…

ведь уже недолго… Клещ.      Знаю.

Наташа. Знаешь… Мало знать, ты — понимай. Ведь умирать-то страшно… Пепел.     А я вот — не боюсь… Наташа. Как же!.. Храбрость… Бубнов    (свистнув). А нитки-то гнилые…

Последняя, будто бы невзначай сказанная реплика картузника Бубнова внешне воспринимается как нежелание продолжать этот разговор. Но есть в этой фразе и скрытый смысл, подтекст: она словно бы предвещает скорую кончину жены Клеща Анны, близкий трагический конец Актера, да и незавидные, полные драматизма перспективы Наташи. Будущее их непрочно, как и гнилые нитки…

Подтексты, в конечном итоге, образуют так называемый «второй план» роли, «подводное течение», которое проявляется всем ее строем.

Вот мы и подошли к существеннейшему компоненту драмы — характеру. Характер — это проявление, бытие художественного образа в драматургии. В его основе — единство общего, порожденного социально-историческими условиями, и сугубо индивидуального, личностного. Только живой, неповторимый, конкретно-чувственный характер способен воздействовать эмоционально, то есть доносить идею художественного произведения.

Теперь необходимо сказать об идее, о главной мысли драматического произведения. Безыдейной драматургии нет и быть не может. Вопрос лишь в том, чему она учит зрителя, что дает ему для жизни. Поэтому идейно-художественное достоинство выбираемых к постановке пьес и определяет репертуарное лицо театра, его значение в обществе.

Комментарии закрыты.