Появление новых театральных коллективов в вопросах времени

Требования времени, зрителя определяли и появление новых театральных коллективов. Московский Художественный театр возник в 1898 году, в пору подъема русского освободительного движения, и возникновение его было исторически обусловлено. Как отмечали основатели театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». И хотя в условиях царского самодержавия общедоступный создать не удалось. Московский Художественный театр чутко относился к запросам передового, демократически настроенного зрителя. Его неприязнь к обветшалой, ремесленной драматургии, заполнившей сцену на рубеже веков, нашла отражение в постановке театром новаторских, поэтических и глубоких пьес А. П. Чехова. Нравственные запросы лучшей части общества воплощали «Чайка», «Дядя Ваня». В следующей пьесе — в «Трех сестрах» — выдвигалась уже мечта героев о более счастливом будущем, противопоставленная тяготам человеческого существования в царской России.

Усиливающиеся предреволюционные настроения массового зрителя требовали общественно-политической драматургии. Тогда театр обратился к М. Горькому и поставил пьесы «Мещане», «На дне», «Дети солнца», которые призывали уже к социальному переустройству общества.

После Великого Октября сцены театров, ввиду почти полного отсутствия советских пьес, заняли спектакли, поставленные по произведениям русской и зарубежной классики. Созданный при непосредственном участии А. М. Горького, А. А. Блока и М. Ф. Андреевой Большой драматический театр в Петрограде открылся в феврале 1919 года спектаклем «Дон Карлос» Ф. Шиллера, звучавшим тогда особенно революционно. Нередко прямо со спектакля красноармейцы с возгласами «Смерть тиранам!» устремлялись на фронты гражданской войны.

Но нередко под воздействием нового зрителя старые спектакли приходилось переосмысливать. Замечательный русский актер А. И. Южин (1857-1927), к примеру, в дореволюционной постановке «Бешеных денег» А. Н. Островского играл Телятева этаким легкомысленным, но безобидным прожигателем жизни, не только не желавшим трудиться, но и искренне не понимавшим необходимости труда.

А после Октября особенно на выездных спектаклях в рабочих клубах актер обнаружил, что такого Телятева зритель не понимает и не принимает, что ему отвратителен его паразитический образ жизни. Роль пришлось пересмотреть, придать ей большую сатирическую направленность.

Прокомментировать