Театр в 20-е и 30-е годы


Старые и новые театры в 20-е годы, идя навстречу требованиям нового зрителя, продолжали осваивать тему гражданской войны, что нашло отражение в постановках таких этапных пьес, ставших советской классикой, как «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в театре им. МГПС, «Любовь Яровая» К. Тренева в Академическом Малом, «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова во МХАТе, «Разлом» Б. Лавренева в Ленинградском Большом драматическом театре.

20—30-е годы ознаменовались упорными поисками оригинального, выразительного воплощения революционной тематики. Так, Камерный театр под руководством Таирова успешно завершил свои искания постановкой в 1933 г. лирической и суровой «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского с великолепной А. Коонен в роли Комиссара.

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны театры осуществляли постановку спектаклей, отвечающих насущным духовным нуждам фронтовиков, тружеников тыла. Достаточно сказать, что «Фронт» А. Корнейчука и «Русские люди» К. Симонова—две пьесы большого политического значения — летом тяжелейшего 1942 года были целиком напечатаны в газете «Правда», Первая ставила острейшую проблему руководства армией с учетом требований современной тактики и стратегии. Вторая пьеса прославляла патриотизм и мужество советских людей разных поколений.

Пьесы поведали горькую, суровую правду о войне. Не случай-

но поэт и драматург А. Софронов вспоминал о значении тогдашних постановок этих пьес: «Какие же это были яркие спектакли! Я помню их до сих пор, и как живо принимали их зрители!»

Театр, как мы уже говорили, всегда чутко реагировал на требования времени. Повышение материального и культурного потенциала страны привело к росту, разнообразию эстетических запросов зрителей, что в свою очередь не могло не способствовать смелым творческим поискам драматургов и режиссеров. А это, естественно, привело к рождению новых театральных коллективов. Среди них — созданный выпускниками школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко театр «Современник». Первые спектакли «Вечно живые», «В поисках радости» В. Розова определили и основные творческие принципы молодого коллектива: стремление страстно обличать обывательщину, поднимать важные моральные проблемы, остро ставить вопросы воспитания молодого поколения.

Усиленно ищет новые пути и прежде всего в расчете на молодого зрителя Молодежный театр в Ленинграде. Форма большинства его спектаклей — диалог «спектакль— зритель». Никаких фотографий исполнителей и других традиционных атрибутов в фойе нет. Во всех спектаклях — лаконизм выразительного языка, доходящий до аскетизма и предельной условности. До сценической площадки зрителю, как говорится, рукой подать. А например, действие «Сотникова» по В. Быкову происходит просто среди публики.

Поиски свойственны театральным коллективам не только Российской Федерации, но и других республик. Интересна постановка эстонским Молодежным театром спектакля «Мне тринадцать лет». Материалом для пьесы послужило более пятисот сочинений семиклассников на темы из школьной и домашней жизни, обработанные режиссером спектакля М. Карусоо. Действие спектакля проходит и на сцене театра, и под открытым небом. Зрителями легко узнаются характерные бытовые приметы. Условность, приемы импровизации, шаржа служат психологической утонченности в разработке отдельных характеров. И все это во имя публицистически заостренного сценического разговора об ответственности старших и самих подростков за нравственное становление, за будущее.

Очень важно то эмоциональное влияние, которое оказывает театр: не оставить человека равнодушным, заставить задуматься, побудить к действиям, сопоставить свою жизнь с жизнью героя, дать ей самую строгую, самую критическую оценку, помочь формированию тех лучших человеческих качеств, которые зритель, особенно юный, увидел на сцене. Сила положительного примера в советском театре — это, пожалуй, самое главное в деле идейно-нравственного, эстетического воспитания трудящихся и прежде всего подрастающего поколения.

Прокомментировать