Богатство орнамента в костюме

Богатство орнамента в костюме было тем привлекательнее, что предметы одежды были очень лаконичны и просты. Основой выразительности костюма являлись контрасты ясного прямоугольного или трапециевидного силуэта со сложным украшением ткани, а также контрасты цвета и фактур. В дохристианский период в светском, а после и в народном русском костюме теплоту и обаяние придавали соразмерность и гармония предметов одежды с пластикой и динамикой тела. Силуэт преобладал прямоугольный (для мужских костю­мов — оптимальный). Основание воображаемого прямоугольника, в который вписывался костюм, относилось к его высоте примерно как 1:3 (рис. 13: 1). После крещения Руси при княжеском дворе вошли в моду византийские костюмы. В одеждах знати несколько измени­лись пропорции. Они стали около 1:2,5. В некоторых модных костюмах можно было встретить легко читаемый треугольный конструктивный силуэт с отношением основания к росту также 1:2,5. Внешние контуры, раньше мягкие и подвижные, за счет структуры ткани становятся более сухими и четкими (рис. 26: 1 — 6).

Композиция костюмов определялась не только образом жизни, работой и обычаями народа, но была также тесно связана с этническим типом, то есть внешностью людей. Сохранились многие письменные источники, в которых рассказы о внешности наших предков часто сопровождаются описанием костюма. Так, Ибн Фадлан в 922 году свидетельствует: «Я видел русов… И я не видел [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны…»*. Этому восторженному отзыву не противоречит описание внешности князя Святослава, данное византийским историком Львом Диаконом: «…роста умеренного, ни сверх меры высокого и не слишком малого, с густыми бровями. Глаза у него голубые, нос плоский; бороды у него не было, но сверху над губой, свисающие вниз густые, излишне обильные волосы. Голова у него была совершенно голая; на одной ее стороне висел локон, означающий благородство происхождения; шея крепкая, грудь широкая, и весь стан очень хорошо сложенный… В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посредине. Одежда на нем была белая, ничем от других не отличающаяся, кроме чистоты»**.

Конструктивные линии были в основном прямые; декоративные — разные, но с преобладанием прямых вертикальных и горизонтальных. Линия талии не выражена или слегка подчеркнута на естественном месте. Длина одежд варьировалась от колен (одежда крестьян и других тружеников, военная, походная, а также юношеская) до щиколотки (праздничная, теплая одежда, детская и в большинстве случаев одежда знати). В повседневных костюмах преобладала спокойная цветовая гамма. Очень любили красный, синий и все оттенки охры в сочетании с небольшими пятнами белого, красного, черного. В праздничных и в богатых костюмах контрастировали насыщенные глубокие цвета: сочные красные, золотые, темно- и ярко-синие, вишневые, черные, белые.

Основой русского костюма во все времена была рубаха. Для огромного большинства людей она была и бельем и верхней повседневной одеждой. Очевидно, до крещения Руси (988 год) совсем не обязательно было надевать что-либо поверх рубашки, Даже в торжественных случаях. Только богатые и знатные всегда носили многослойные одежды. Крестьяне и большинство горожан надевали верхнюю одежду только по необходимости: в праздник, в холод, в дорогу. Слово рубаха (рубашка) происходит от древнего слова «руб» — самая грубая, будничная или рабочая одежда. Таким образом, уже в самом названии сохранилась информация о демократическом происхождении этой одежды.

Прокомментировать