Бояри в торжественных случаях

Дома, когда никто не видит, боярин мог оставаться в портах и красной рубахе, подпоясанной кушаком. На голове маленькая шапочка — тафья, на ногах мягкие сапоги. Но выходя не только за пределы двора, а даже во внутрь его, показываясь на глазах у слуг, боярин старался приобрести приличествующий его положению вид. Он обязательно надевал какую-нибудь из верхних одежд, хотя бы и поношенную.

В торжественных случаях — на праздник, на царские пиры или званые приемы — надевался полный костюм из самых богатых и нарядных предметов одежды. Если же боярин был знатный, но бедный, и мог осрамить своим видом царя перед иностранными послами, ему на помощь приходило государство. Об этом упоминалось в летописях и других источниках, говорилось, что в праздники и на время приезда послов дьякам и придворным выдавались особые шитые золотом кафтаны. После приема их сдавали обратно по описи.

У многих, конечно, были свои дорогие костюмы, тем более что государство богатело день ото дня и производило все больше разных товаров. Активно развивалась торговля с Западом и Востоком. Большие города превращались в центры торговых связей. Ремесла расцветали одно за другим, но самым распространенным было ткачество. На продажу ткани изготавливались в ремесленных слободах, процветало и домашнее ткачество. Наряду с простым полотном существовали узорные ткани с различными переплетениями, образующими очень красивые и довольно сложные орнаменты. Ткани ткали из льна, конопли, также из шерсти домашних животных, особенно много было овечьей и козьей шерсти. Позднее научились использовать и другие виды шерсти и пуха. Но все же первое место среди тканей остается за набойкой, которая по-прежнему служила для украшения жилищ, шла на подкладку самых дорогих одежд, а на одежды попроще — в качестве верхней ткани. Костюмы из нее были очень красивые, нарядные, и в некоторых случаях набойка по виду не уступала дорогим тканям, а по цене она была доступна. Ее было так много, что Московская Русь взяла монополию на эту ткань.

Ткали кумач — хлопчатобумажную ткань, крашенную в красный цвет. Из шерстяных тканей больше всего простой народ носил сермягу — грубое некрашеное домотканое сукно и армячину — домотканую шерсть, разделявшуюся по качеству на очень грубую и более тонкую.

Кто побогаче, покупал привозное сукно. Русское сукно лучшего качества научились делать при Петре I, о чем не без юмора рассказывает А. Н. Толстой в своем знаменитом романе.

Отсутствие отечественных дорогих шелковых и золотных тканей до XVII века не очень беспокоило Россию: русские купцы хорошо обеспечивали страну тканями, при­возными с Востока и с Запада. Пользуясь тем, что иностранные купцы, побаиваясь разбойников и не желая забираться в бескрайние просторы России, на границах продавали свой товар подешевле, наши купцы не только обеспечивали все государство, но умудрялись и неплохо зарабатывать, перепродавая западные ткани па Восток и восточные — на Запад. Благодаря этому в России сохранились самые большие в мире коллекции древних тканей.

О качестве бытовавших в богатых домах тканей и костюмов могут рассказать две-три любопытные записи. В документах Саввиносторожевого монастыря есть описание митры (ритуального головного убора), пожалованной первому игумену монастыря в 1650 году царем: на ней по малиновому бархату, вместо обруча, в два ряда обнизано крупным жемчугом. Между рядами помещены восемь оправленных в золото запон с драгоценными камнями. Выше — восемь изображений, по краям обнизанных жемчугом. Между этими изображениями двадцать четыре мелких запон с изумрудами. Над образами же три банта и коронки золотые с алмазами. Так украшенные шапки (только без изображений фигур) носили знатные бояре.

Прокомментировать