Бытовой костюм с нами всю жизнь

Бытовой костюм с нами всю жизнь. От колыбели до могилы. Делая свой каждодневный костюм, мы и не подозреваем, что творим произведения искусства, нам и в голову не приходит, что это творческий процесс, что мы создаем свой образ. Входя в часы «пик» в городской транспорт, мы встречаем молодых людей в джинсах или вельветовых брюках, на высоких каблуках, с портфелем «дипломат» в руках и девушек тоже в джинсах или в костюмах «сафари» и т. п.

Можно представить, как, встав утром, они открыли шкаф и, подумав, достали весь этот набор предметов, из которых вмеете с прической, походкой и прочим составится их образ деловых, бодрых людей. Но в конце недели или в какой-нибудь торжественный день один наденет спортивный или полуспортивный костюм, кроссовки, майку с сюжетным рисунком на груди, а другой — изящную рубашку, модный галстук и другие нарядные вещи, особенно тщательно побреется и причешется. Соответственно изменится и манера поведения. Перед нами возникает уже другой образ — спортсмена, или меломана, или прожигателя жизни, или еще какой-нибудь, открывшийся с помощью костюма .

Казалось бы, в нашу эпоху — эпоху мировых стандартов, когда девяносто пять процентов населения покупают готовую одежду (а таковая изготавливается большими се­риями), нельзя говорить об индивидуальном костюме. И все же… Каждому из нас знакомо волнующее чувство, с которым мы подходим к прилавкам или кронштейнам универсального магазина. Перед нами вещи стандартные, но разные, и мы выбираем из них те, что подходят к нашей внешности, возрасту, нашим понятиям о красоте, удобстве, которые понравятся нашим друзьям, родным, сослуживцам. При этом у нас есть «свои» любимые ткани, расцветки, фасоны. Подбирая вещь за вещью, мы создаем свой гардероб. Он обязательно отличается от гардероба других людей, даже наших сверстников, а тем более от окружающих нас старших или младших. Таким образом, в предметах одежды уже заложена информация о поле, возрасте, внешности, пристрастиях их владельца. Вещи, по замечанию К. Маркса, «очеловечиваются».

Мы каждый день бываем в разном физическом и душевном состоянии, нас ждут всевозможные встречи или дела и в зависимости от этого мы ежедневно меняем композицию своего костюма, внося в него кроме постоянной — сегодняшнюю информацию. Например, тепло, но человеку что-то нездоровится. Он надевает теплый свитер. Или: вечером некто М предполагает встречу с Н и вспоминает, что она терпеть не может желтого цвета. Он надевает сорочку того цвета, который она хвалила. Утром люди при встрече с первым, увидев свитер, примут сигнал — «человеку нездоровится!», а вечером Н отметит, как внимателен к ней М — расстался ради нее со своей любимой желтой сорочкой. Она примет к сведению эту информацию, и благодаря одежде состоится диалог без слов.

Когда мы приходим в ателье заказать себе костюм, закройщик (а он, в силу своей профессии, нередко видит нас лучше, чем мы сами себя) охлаждает пыл, с которым мы ухватились за понравившуюся материю или фасон: «Вам это не пойдет». Он понимает, что вы в данной вещи будете «не в образе».

Как видим, в бытовом костюме заключено достаточно много разнообразной и необходимой для нас информации. Нередко можно услышать: «Эта вещь безвкусная», или: «У этого человека полное отсутствие вкуса». Эти замечания могут относиться даже не ко всему костюму, а только к зонту, шарфу, обуви или перчаткам. То есть для подобного заключения достаточно одной детали, но такой, которая разрушила целостность, внесла диссонанс. Значит, совершена какая-то ошибка. Что-то «не смыкается». Значит, предметы одежды в костюме и его детали не связаны между собой, не стали единым целым, где вещи как бы «сцепляются» в определенном порядке. Может быть, в данном костюме нет красоты, он груб по цвету или форме. Но может быть еще хуже — он не соответствует возрасту, полу, размерам, общественному положению своего владельца. Костюм (то есть внешняя форма) вступил в противоречие с сутью своего владельца (с содержанием). Это противоречие воспринимается нами в зависимости от его преднамеренности или нечаянности — со смехом или возмущением. Стало быть — вкус это способность к созданию точной, правильной и выразительной композиции своего костюма.

Прокомментировать