Бытовые костюмы времени Великой Отечественной войны

А бытовые костюмы времени Великой Отечественной войны — прямоугольные по силуэту, с элементами военной формы: пиджаки, похожие на мундиры, гимнастерки, сте¬ганые ватники, противогазы или сумки от них через плечо, на головах пилотки, «чапаевки», кубанки, папахи.


Говоря о костюмах-плакатах, можно вспомнить о народах Индии, которые в ходе борьбы за свою независимость по предложению Махатмы Ганди перестали покупать английские товары и ввели в обиход скромную одежду, сшитую из домотканых материалов, для чего женщинам пришлось вспомнить старинное ремесло.

Костюм этот нам хорошо знаком. Его носили выдающиеся политические деятели Индии, в частности Джавахарлал Неру. Англичане этот костюм воспринимали как открытый бунт, а иногда за его ношение даже расстреливали.
На рубеже XVIII и XIX веков, в годы Французской буржуазной революции, ее сторонники носили демократические костюмы, состоящие из элементов сельской и го-родской одежды и отдельных предметов одежды матросов, политических каторжан и пр. В костюм старались ввести цвета республиканского флага — белый, синий и красный.
Примеры можно приводить до бесконечности. Сопоставив их, мы убеждаемся, что в костюмах закодирована самая разнообразная информация, дошедшая до нас из глуби веков через специфический изобразительный язык и ком позицию костюма. Как произведения архитектуры, так и костюм заключает в себе художественный образ.
А. В. Луначарский считал, что основная тайна искусства есть художественный образ, то есть только искусству присущая способность делать обобщения без абстракции. Он рассматривает художественный образ как специфическое обобщение познанных художником явлений жизни и, сравнивая искусство с наукой, подчеркивает особенности художественного образа, видит в нем некоторые дополнительные возможности и даже преимущества, для правдивого отражения действительности. Отсюда тезисы Луначарского: «художник-реалист не смеет быть рабом действительности»,— и «художник не зеркало, художник — это творец. Он должен вернуть миру его образ, претворенным в своем горниле мыслителя и поэта». Мыслитель и поэт, по мнению Луначарского, неразрывны в каждом подлинном художнике. «Мыслеобраз» — термин, употребленный им при анализе творчества Достоевского, представляется нам очень уместным в работе над театральным костюмом, как ее конечная цель.
Приступая к созданию костюмов для спектакля, эстрадного, циркового или иного представления, для фильма или телепередачи, художник прежде всего должен задать себе три вопроса: что он будет воплощать, для кого и как?
Первый вопрос включает в себя идею, понятие об образе и атмосфере спектакля. Второй — понимание обязательств перед зрителями и знание аудитории. Третий — всю сумму художественных и технических приемов.

Прокомментировать