Человеческий глаз необыкновенно чуток

Человеческий глаз необыкновенно чуток. Он различает двести оттенков ахроматического, сто шестьдесят оттенков чистого цвета в спектре и десятки тысяч хроматических оттенков цвета в разных сочетаниях. Об этом можно помнить, но для работы над театральными костюмами вполне достаточно девяти в их простом ритмическом движении от белого до черного. Шкала из девяти тонов равноступенна по ощущению. Средний тон — пятый — господствует в нашей растяжке по принципу центрального расположения. Поэтому глаз прежде всего адаптируется к нему и он становится как бы камертоном по отношению ко всем другим тонам. По сравнению со средним тоном все остальные выступают в своей действительной светлоте, и мы видим их яснее. Не только серый, но любой средний тон обладает рядом замечательных, только ему присущих свойств. Все цвета по одну сторону от него кажутся нам легкими и радостными (по направлению к белому), а по другую — все более мрачными. Находясь между ними, средний является для наших глаз самым спокойным. Композиции, в которых господствуют средний и близкие к нему тона, вызывают ощущение спокойствия, внутренней уравновешенности, умиротворенности. Средний тон в зависимости от окружения становится то светлее, то темнее. Белое и черное же остаются неизменными в любом окружении. Ахроматический средний тон является наилучшим мерилом для тонкого определения насыщенности цветовых тонов. Кроме того, будучи нейтральным в отношении теплоты и холодности различных тонов, он может с успехом использоваться для различения небольшой примеси последних. Для контроля над собой художник может сделать к своему эскизу средне-серое паспарту, и тогда он получит точное представление о тональных достоинствах и недостатках своих костюмов. Таким образом проверяется величина, активность выступающих светлых и отступающих темных пятен, их пропорции в костюме. В тональных решениях мужских костюмов также имеет силу закон трех­компонентности. Трехтоновые композиции наиболее красивые. Двухтоновые принадлежат к простым. Введение в костюм третьего тона сразу резко повышает его выразительность. В сложных костюмах, имеющих много деталей, трех тонов может быть недостаточно. Можно использовать один-два добавочных тона, которые должны тяготеть к трем основным, чтобы костюм не потерял читаемость: Огромная роль в театральном, особенно историческом костюме, принадлежит цвету. Костюм можно сочинять, опираясь на форму, на силуэт, на тон или цвет. Каждый элемент композиции может стать опорным, главным. Но цвет по силе эмоционального воздействия остается всегда первым. Делакруа — один из величайших колористов — считал, что картина должна быть праздником для глаз. То же можно сказать о театральном костюме. Но задачи цветовой гаммы костюмного оформления  спектакля или фильма определяет не только красота.

Прокомментировать