Что такое Силуэт?

Одним из наиболее важных и активных элементов композиции является силуэт. Силуэтом называется плоскостное однотонное или контурное изображение какой-либо формы. Когда мы входим в темную комнату и на фоне окна мелькает на мгновение фигура, в темноте мы ее не можем подробно рассмотреть, но тем не менее мы сразу узнаем любого члена своей семьи. То же происходит на расстоянии, на котором плохо видны или вовсе не видны детали. Силуэт схватывается глазом с необычайной быстротой.

Надо полагать, что еще тогда, когда человек научился из подручных материалов сооружать предметы одежды, силуэт мог быть очень выразительным и острохарактерным. Но с тех пор силуэт множество раз изменялся. В древности это случалось значительно реже, чем теперь. Так же редко, как редко кардинально менялся стиль костюма. В раннем средневековье это было раз в сто или в пятьдесят лет. Все эти долгие годы господствовал один силуэт. Внутри него происходили модные изменения. Изменялись фактуры, дополнительные формы, отделки, основной же силуэт оставался неизменным. Разумеется, он слегка варьировался — объемные отделки придавали ему некоторое разнообразие так же, как и индивидуальная манера ношения одежды. Но все-таки это был один — основной силуэт, связанный со стилем искусства». В XVII веке изменения силуэта стали происходить быстрее, через тридцать — тридцать пять лет. Так же дело обстояло в первой половине XVIII века**. Со второй половины XVIII века убыстрился темп жизни, и мода стала меняться быстрее. Интервалы между сменами силуэтов стали пятнадцать — двадцать пять, а в XIX веке — десять лет. С конца XIX века по наши дни силуэты меняются каждые шесть — десять лет. Именно в это время в одежде появилось нечто очень существенное для театральных художников — в моде были одновременно не один, а несколько силуэтов.

Таким образом, в пьесах, этого периода индивидуальную характеристику человека можно выразить с помощью силуэта одежды, тогда как в пьесах Кальдерона, Лопе де Вега и других авторов до конца XIX века индивидуальные черты лучше выражать с помощью цвета, фактуры, отделок, дополнений и т. п.

Силуэт всего костюма (включая головной убор и обувь), как уже говорилось, теснейшим образом связан с современной архитектурой и отражает, таким образом, черты господствующего стиля в искусстве. Именно поэтому, осовременивая исторический костюм, внося в него изменения в соответствии с требованиями современной эстетики, надо бережнее всего обращаться с силуэтом. Достаточно изменить объем, массу, фактуру, цвет, отделки. Но силуэт, больше всего раскрывающий дух времени, несущий его аромат, должен быть сохранен в своих основных чертах. И снова приходится напомнить — это лишь совет, а не рецепт, ибо театр — это всегда нечто новое, другое, и в нем может быть все «не по правилам»!

Комментарии закрыты.