Форма в костюме

Форма в костюме, как и в архитектуре,— геометрические объемы. Основные формы-объемы современной мужской одежды — это брюки, пиджак, пальто, куртка, жилет, рукава. В историческом — разные штаны, кафтаны, колеты, куртки, плащи и т. п.

К ним есть дополнительные формы — объемные отделки, дополнительные детали. Например: воротники, мех, оборки, карманы, клапаны, кокетки, хлястики, бейки, банты и т. п. (рис. 7). Дополнительные объемы в костюме не могут существовать самостоятельно. Поэтому они зависят от главных. Если дополнительные формы крупные — основные будут казаться мельче, и наоборот. Каждый вид формы определяется тремя характеристиками: степенью объемности, контурами формы (силуэтом), поверхностью формы (прямой, кривой, выпуклой, вогнутой и т. п.). Наименьшая степень объемности костюма — это приближение к объему тела. Наибольшая — когда форма костюма приближается к форме куба или шара и обладает максимально возможной величиной по отношению к человеческому телу. Есть еще промежуточная степень объемности — средняя между двумя первыми. Понятие, близкое к степени объемности, — величина формы. Она выражает отношение предметов одежды к фигуре человека, а также основных и дополнительных форм одежды друг к другу. Разница величин двух и более форм в костюме определяется их сопоставлением между собой или с человеческой фигурой. Гармоничная форма, гармоничный объем — соответствующий объему тела. Большая негармоничная форма — контрастная по отношению к телу. Чем резче проявляется разница в размерах одной формы по сравнению с другими, тем она выразительнее. От величины формы зависит зрительная тяжесть или легкость костюма — его масса. Поверхность формы в костюме определяется конструктивными линиями и фактурой ткани.

Масса зависит от фактуры (активные фактуры зрительно утяжеляют одежду), от цвета (ярко-желтые, оранжевые, тепло-красные цвета будут зрительно увеличивать массу, холодные — наоборот, уменьшать). Крупный, объемный декор* всегда увеличивает массу. Декор объемный, но разбросанный по плоскости, мелкий или плоскостной в меньшей степени влияет на массу костюма. Имеет значение также степень заполнения формы декором и цветом: она прямо пропорциональна массе. На массу влияют характер орнамента, его величина, место расположения, количество и активность .

Комментарии закрыты.