Костюм в музыкальном театре

Костюм в музыкальном театре в первую очередь зависит от музыки. Музыка и цвет близки по силе эмоционального воздействия. Поэтому в опере одной из главнейших забот художника является цвет — основной элемент композиции костюма. Организация цветовых масс, отдельных пятен и «ударов» цвета в оперном спектакле — дело очень сложное, требующее большого мастерства, а лучше таланта. А как трудна специфика балетного костюма!Кроме всех перечисленных задач художник должен принимать во внимание и выводить на первое место ритм, пластику всего спектакля, каждого танца и своеобразие танцора.

Итак, мы видим, что создание костюмов для спектакля или любого другого зре­лища — это сумма трудных задач, которые по плечу лишь опытным, знающим художникам.

Мы уже говорили о трех этапах работы над театральным костюмом. На первом из них, после ознакомления с материалом и режиссерской экспликацией, художнику предстоит придумать общий для всех костюмов спектакля художественный прием, определить для себя меру условности костюмов, ведущий элемент или средство композиции; основную цветовую гамму, может быть, доминирующую фактуру. В процессе разработки отдельных эскизов что-то может измениться, но исходным все равно должно оставаться общее решение, согласованное со всеми другими компонентами спектакля. Общее решение порой тоже ме­няется, но порядок работы над костюмами остается тем же при любом решении.

В этой связи надо вспомнить об условности и об осовременивании исторических костюмов. «Театральные традиции живут в веках сложной жизнью. Они ветшают, и кажется, что умерли, но потом вдруг оживают и воскресают по-новому. Всякий театр по-своему условен, но условность условности рознь».

Много говорится умных слов об условности самой природы театрального искусства, об условных приемах во внешней форме спектаклей. Тем не менее в практике работы над костюмами приходится порой сталкиваться с совершенно изумительным незнанием этого понятия.

Термин «условность», столь прочно вошедший в нашу лексику, исчерпывающе объясняет, что театр «уславливается» со зрителем о правилах данной игры на подмостках. Причем для каждой игры свои правила и для другой они не годятся. Казалось бы, все ясно. Однако, когда дело доходит до костюма, начинаются чудеса. Вот один пример: спектакль исторический, — костюмы решено было сделать современными по форме (пиджаки, брюки), но сшить их из розового, голубого и тому подобных шелков, характерных для эпохи пьесы. Это — условие игры: форма одежды, прически — современные, а фактура и цвет как бы исторические. Не будем анализировать правомерность такого приема. Интересно другое: в результате почему-то у отдельных исполнителей появились кафтаны, воротники, обувь, парики, сделанные очень похожими на подлинные исторические. Костюмов-образцов, в которых, по мысли постановщиков, должна была отражаться связь времен, не получилось. Очевидно, надо было твердо установить, что обязательно у всех персонажей костюмы сделаны по одному принципу, ведь они из одного спектакля. Может быть, конечно, что положительные герои внешне отличаются от отрицательных, но это тоже прием, который должен неукоснительно выполняться.

Прокомментировать