Модные кафтаны на Руси

У выходного кафтана рукава свободные, прямые, внизу немного шире, чем наверху. Длина рукава — по руке, может быть покороче, чтобы были видны рукава нижнего кафтана. Шили эти кафтаны чаще из легких шелковых тканей, например, камки, бывало и из объяри, атласов. Для достижения четкой формы их ставили на подкладку. По краям иногда делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное круживо. Застежку делали на нарядные пуговицы у горловины и на талии. Носить его можно было застегнутым или нараспашку, на другой кафтан. Пояс или кушак к выходному кафтану не обязателен. В силу своего удобства и ширины он подходил людям солидным как по возрасту, так и по дородству. К нему носили все виды шапок, вплоть до горлатной (рис. 25: 9).

Была еще группа кафтанов с очень длинными узкими, наборными рукавами, одинакового кроя, но разной длины и разного материала и с разными отделками, так как у них было иное назначение. Кафтаны эти: парадный, шелковый стеганый и опашень (рис. 28: 3, 4).

Первый из них (рис. 28: 3) — один из самых роскошных и элегантных — шился из узорной кизылбашской камки или персидских атласов и объярей. Ткани выбирали узорные, настолько нарядные, что отделка на них была бы почти не видна или создавала бы перегрузку. Поэтому свободно падающие полы кафтана только у шеи закалывали драгоценной запоной. Она завершала небольшой У-образный вырез горловины, который шел от стойки. Стойка, довольно высокая сзади, спереди сходила на нет. Рукав набирался на руку и внизу он должен был быть узким, чтобы держался весь набор. Можно сделать к нему застежку на крючках или закончить высоким (8—10 см) манжетом. Длина кафтана до икр. Сапоги видны, поэтому они должны быть такими же нарядными, как и весь костюм.

Второй кафтан — из гардероба Ивана Грозного (рис. 28: 4). Сделан он из зеленого муара и весь простеган на вате. Стежка самого кафтана — вдоль, а рукавов — поперек, кро­ме того, слой ваты в рукавах меньше. Рукава значительно короче, чем у предыдущего кафтана: набрать па руку толстый стеганый рукав невозможно, разве лишь немного. Длина кафтана — до икр. Воротник — стойка; сзади — 4-4,5 см, а к переду она сходит на нет, переходя в небольшой У-образный вырез, заканчивающийся на уровне ключиц. От этого места до верхней границы колен расположены петлицы. Застежка — встык. Каждая из петлиц представляет собой уложенный и настроченный в три ряда по обе стороны застежки шелковый шнур. Длина каждой петлицы 10 см. Посередине переда каждая петлица заканчивалась свободно висящим шнуром (длиною 15 см) с кистью. Эти шнуры с кистями завязывались бантами, образуя вдоль пол красивый декор. Для большей нарядности с другой стороны каждой петлицы также нашивалась кисть, но здесь она пришивалась плотно и была декоративной.

Такие кафтаны очень удобны в театре. Их можно надевать на разных исполнителей. Для этого надо лишь под застежку пришить с изнанки супатик-долевичок из основной ткани. Надевая кафтан, каждый завяжет его на себе как ему удобно, а благодаря супатику зритель не увидит, что полы слегка разошлись.

Третий кафтан из этой группы — опашень. Опашень в древнерусском мужском костюме выполнял роль плаща-пыльника или летнего пальто. Шился он из сукна или шерсти без подкладки, безо всяких украшений, иногда даже без застежки. Воротник-стойка сходила к переду на нет. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень мож­но было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода (рис. 26: 4).

Прокомментировать