Небольшое описание рубашек и штанов

В театре сейчас их часто делают из атласа, но в большинстве случаев его блеск груб, и поэтому атлас надо обрабатывать масляной краской: сухой кистью набить рисунок того же цвета, что и фон (под камку) или местами затереть (под муар).

Штаны, как и прежде, книзу сужались. Делались по ноге с небольшим припуском на свободу. Для того чтобы было удобно надевать, по бокам внизу оставляли разрезы. Обернув штанину вокруг ноги, ее обматывали тесемкой и плотно завязывали. Так как выше колен штаны свободного покроя, плотное прилегание внизу не затрудняло движения. Зато силуэт штанов точен, их удобно вдевать в сапоги и они не будут перемещаться даже при самых ди­намичных движениях.

Вот небольшое описание рубашек и штанов, для иллюстрации богатых костюмов, из книги И. Забелина «Домашний быт царей».

Из кафтанов наиболее рас­пространенным был зипун (рис. 27: 1). Этот кафтан носился всеми слоями общества во все времена года. Покрой его также был оди­наков. Различались ткани, под­кладки, отделка и воротники. Для дополнения — кушаки, кожаные ремни, наручи, калиты и т.п. Зим­ние зипуны ставились на прос­теганную вату или мех. Летние — на крашенину, набойку или тафту.

Зипун был самым маленьким по объему кафтаном. Длина его колебалась от верхней до нижней границы колен. Он плотно прилегал к торсу, был разрезан по переду. Застежка — потайная или на небольшие круглые пуговицы. Рукава узкие по длине руки. Внизу могли застегиваться на пряжки, пуговицы или были такой ширины, чтобы только могла пройти кисть руки. В отдельных случаях зипуны делались без рукавов. Полы были цельнокроенные, спина — отрезная. Бока юбки от талии вниз слегка расклешивались для свободы движения.

При необходимости по боковым швам внизу оставляли разрезы. Горловина обра­батывалась обтачкой или маленькой стойкой. Воротники: стойки-ожерелья или оплечья. Ожерелья надевались сверху в тех случаях, когда поверх зипуна ничего не было надето, а костюм был нарядным. Это могло быть у знатного юноши и у зрелого человека в домашней обстановке в кругу близких друзей или родных. Стойка, полы, подол и манжеты, а точнее — низки рукавов иногда обшивались тесьмой или галуном. При парадном костюме на рукава зипуна надевали наручи. Зипун обязательно подпоясывался. Если поверх него не был надет еще один кафтан, его подпоясывали шелковым узорным тканым, льняным или шерстяным широким кушаком. Кушак обертывали вокруг талии сначала спереди назад, а затем обратно таким образом, чтобы, завязав спереди оба его конца, расправить их по обеим сторонам живота. Крестьяне свои зипуны шили из сермяги или армячины и по названию ткани они назывались сермягой или армяком. Чаще всего на зипун надевался еще какой-нибудь кафтан.

Прокомментировать