Пропорции в тетаральном искусстве

С тех пор в моду неоднократно входили разные пропорциональные соотношения костюма. Но мода меняется, и люди вновь и вновь возвращаются к принципу «золотого сечения». Это неудивительно, так как сама природа создала человека с отношениями частей его тела, близкими к канону «золотого сечения». Ведь в гармонично сложенной фигуре голова укладывается восемь раз, линия талии делит фигуру именно на 3:5, где 3 — верхняя часть тела от талии до темени, а 5 — нижняя часть от талии до пола. То есть меньшая часть так относится к большей, как большая к целому. Получаем: 3:5 = 5:8.

Пропорции бывают подобными, когда все части костюма равны между собой и зрительно уравновешены. Если костюм плотно прилегает к фигуре, его объемы подобны объемам фигуры. Если составляющие костюм предметы одежды зрительно уравновешены, костюм будет казаться статичным (рис. 12: 2).

Третий вид пропорций — контрастный. Если предметы, входящие в костюм, резко противоположны друг другу по размеру, цвету, фактуре, или их размеры и объемы значи­тельно больше размеров и объемов тела, то такие пропорции будут контрастными. Они зрительно нарушают пропорции тела. Наиболее выразительны кратные контрастные отношения, то есть когда меньшая часть укладывается в большей целое число раз, причем разница между числителем и знаменателем больше трех 1:4; 1:5 и т.д. (рис 9: 2, 3; рис. 10: 1, 3; рис. 11: 7, рис. 12: 6).

Для сравнения отдельных элементов, входящих в костюм, употребляют еще понятия: тождество, нюанс, контраст. Тождество — когда элементы равны и одинаковы, нюанс — когда различие между элементами небольшое, а сходство преобладает над различием. Контраст — когда элементы костюма резко разнятся друг от друга (рис. 12: 3 — 6),

Большую роль в костюме играют симметрия и асимметрия. Осью симметрии человеческого тела является линия позвоночника, по обе стороны которой симметрично располагаются руки, ноги. Поэтому костюмы, как правило, бывают симметричны. Если костюм асимметричен, то для цельности его восприятия необходимо асимметричные детали зрительно уравновесить (рис. 13).

Прокомментировать