Проверка пропорций костюма в эскизе

Для проверки пропорций костюма в эскизе или натуре необходимо их сравнивать с пропорциями человеческой фигуры. Для этого есть несколько принятых художниками и модельерами типичных схем фигуры, которые называются канонами. В различных канонах за основу или модуль принимается какая-либо часть тела. Канон, основанный на принципе «золотого сечения», как уже говорилось, за модуль принимает голову, восемь раз укладывающуюся в росте человека нормального сложения (рис.14: 1).

На этом же принципе создан канон, построенный Цезингом. Цезинг доказал, что границы всех членений человеческой фигуры по этому канону проходят в местах естественных соединений скелета. Например, расстояние от темени до пупка равно расстоянию от подошвы до конца кисти рук и т. д. Наиболее целесообразны для работы над мужскими костюмами каноны Сапожникова и Фрича. Канон Фрича (рис. 14: 2) за модуль принимает длину позвоночника или расстояние от нижней части носовой перегородки А до точки, лежащей на верхнем крае лобкового сочленения В. Этот модуль делится на четыре подмодуля. Конец первого подмодуля точка Г соответствует высоте плеч. Отложив по одному подмодулю вправо и влево по горизонтали и C1), получают ширину плеч. Отложив по горизонтали от точки В по половине подмодуля вправо и влево, получают ширину бедер (точки Я и Я1). Точку С и точку Я1 соединяют прямыми так же, как точки С1, Я. Точка пересечения этих прямых Т будет центром пупка. Расстояние между точками Г и Т равно двум подмодулям. Из точки С опус­каем перпендикуляр на линию С1Я и получаем точку В1. Из точки В1 проводим влево горизонтальную линию до пересечения с линией СЯ1. Точку пересечения обозначаем В2. Отрезки СЛ=СВ1; ЛЗ=СА; ЗП=АГ; АР=АГ; ЯК=В1Я1; КН=В1Я; НИ=АГ: 2.

Все остальные членения и построения фигуры видны на рис. 14: 2 и не требуют пояснений.

Канон Сапожникова (рис. 14: 3) относится к тем, где модулем служит голова, но построен он на основании другого модуля. Этот модуль равен 1/30 человеческого роста. Весь рост делится на 30 равных частей. Голова равняется четырем делениям. Таким образом, имеется в виду фигура, в которой голова укладывается 7,5 раз, что наиболее часто встречается в мужских фигурах. От подбородка до ключиц — одно деление. От ключиц до конца грудины — три модуля. От грудины до конца ребер — три модуля. От ребер до пупка — один модуль. От пупка до лобкового сращения — три модуля. От лобка до коленной чашечки — семь. От коленной чашечки до начала подошвы — семь модулей. Вышина следка равна одному модулю. Длина обеих ключиц составляет шесть модулей. Расстояние между грудными сосками — четыре модуля. Длина плечевой кости — шесть модулей. Расстояние от локтя до кисти — пять. Длина кисти— три. Ширина таза — пять модулей. Длина лопатки — три модуля.

Для фигуры, в которой голова укладывается 7,5 раз, пропорции рассчитал еще профессор парижской академии изящных искусств Рише.

По Рише, расстояние между концами средних пальцев горизонтально распростертых рук на 4% больше высоты всей фигуры. Центр фигуры у большинства людей приходится на точку лобкового сращения: туловище от темени до точки лобка и нижние конечности от передней верхней части тазовой кости равны между собою по длине и соответствуют четырем головам каждая. Но эти части заходят друг на друга на 0,5 головы. Поэтому вся фигура равна 7,5 головам. При откладывании величины головы по длине фигуры первое деление получается на уровне подбородка, второе — на уровне грудных сосков, третье — у пупка, четвертое — на лобковом сращении. Рука от подмышечной впадины до конца среднего пальца равна трем головам. От локтя до конца среднего пальца укладываются два модуля. Ширина плеч равна двум головам.

Несколько слов необходимо сказать о тоне. Сочетание различных тонов одного цвета может придать очарование любому костюму и целому костюмному оформлению спектакля. Сам тон таит в себе способность вызывать определенные эмоции.

Уточним, что будем употреблять понятие «тон» как степень насыщенности цвета. А в данном случае речь идет об ахроматическом тоне.

Прокомментировать