Цвета как люди

Мы ничего не говорили о смешанных цветах. В красной гамме есть оттенки, которые в старину называли «жаркими», а есть холодные — красный пурпур, например. Кандинский считал, что «любой цвет может быть холодным и теплым, но нигде этот контраст не заметен так сильно, как в красном». И, действительно, велик диапазон от «жарких» до красно-фиолетовых. Холодные красные и тем более темно-фиолетовые цвета пурпура у многих народов были траурными, они считались цветами печали и слабости и их носили пожилые женщины. Почти на всех изображениях богоматерь, как в православной, так и в католической иконографии, одета в цвета пурпура. А в синей гамме могут быть цвета, близкие к зеленому, как некоторые оттенки бирюзы, и близкие к пурпуру, но темные, как бы ночные. Разумеется, цвет изменяется от насыщенности, от яркости и от степени освещенности. В костюме всегда возможно уравновесить один цвет другим, добиваясь любых результатов от тождества до контраста.

Цвета как люди. К теплым мы внутренне тянемся, а холодные нас, если и не отталкивают, так держат на расстоянии. Перед теплыми мы раскрываемся, как говорят — душа нараспашку, а перед холодными сжимаемся, уходим в себя. Здесь, правда, для театрального костюма скрыта серьезная опасность: теплые, особенно яркие цвета зрительно расширяют и приближают фигуру актера к зрителю. Это со сцены иногда очень заметно. Чистые холодные цвета делают фигуру зрительно меньше и как бы отодвигают в глубь сцены. Об этом писал в своих трактатах Леонардо да Винчи, а Гете напоминал о том, что темная одежда делает человека изящнее.

Известно, что в разных странах, в разное время отдавалось предпочтение какому-либо цвету или какой-либо цветовой гамме. Такие предпочтения создаются, конечно, со­циальными причинами и индивидуальными качествами людей. Но существует общее мнение, что синие цвета больше нравятся мужчинам. Вообще красный и синий во все времена считались цветами наиболее любимыми. К желтому, наоборот, чаще было прохладное отношение.

Существует теория, согласно которой все цвета являются гармоничными, если они одинаковы по своей насыщенности. Гармоничны также дополнительные цвета, то есть расположенные в цветовом круге друг против друга.

Цветовой круг — палитра, откуда каждый художник берет свое. Это богатство дает возможность бесчисленных вариаций, бесчисленных цветовых сочетаний, но… Каковы бы ни были частные мнения, продиктованные модой или собственным вкусом, «а сцене будут понятны и легки для восприятия только те композиции, которые основываются на сравнительно небольшом количестве цветовых сочетаний, лучше всего состоящих не более чем из трех цветов. Дополнительные оттенки должны быть лишь вариациями основного цвета. Хорошо, когда три цвета, составляющие цветовую гамму (трехкомпонентность), в отдельных костюмах воспринимаются из зала как один ключевой (ведущий) цвет.

Сильно насыщенные цвета лучше употреблять только в небольших цветовых пятнах. Путем введения контрастирующих элементов можно привлечь внимание зрителей к отдельным персонажам, но это хорошо для одной мизансцены. Дальше надо опять выверять цветовые отношения, образовавшиеся при перемещениях, актеров.

Цветовые отношения зависят от конкретных художественных задач, которые создатели спектакля, фильма или представления решают комплексно в процессе работы. И если, как уже было сказано, каждая эпоха имеет свои цветовые предпочтения, следовательно, она порождает и свои законы цветовой гармонии.

Работа с цветом — это и есть в конечном счете поиски гармонии, и в каждом спектакле она будет иной. Гармония цвета в костюмах считается достигнутой тогда когда все входящие в них цвета соответствуют целому, то есть цветовой гамме спектакля.

Прокомментировать