Театр в древней Москве

Официальная дата основания Москвы — 1147 год — лет на двести-триста отстоит от фактической. Археологические находки на ее территории подтверждают это. И если от IX, X веков остались отдельные предметы, то конец XI века «подарил на память» булыжную мостовую, чего никак не могло быть в маленьком, недавно появившемся селении.

Письменные источники, начиная с XII века все чаще и чаще упоминали о Москве. Первым князем, которому присвоили прозвище «Московского», был младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Храня благородные традиции своего отца, он славился, с одной стороны, благоразумной осторожностью, а с другой — решительностью в борьбе с врагами. Ордынцы, будучи им неоднократно биты, убедились, что «есть на силу сила», и стали реже появляться в этих местах.

Московское княжество по географическому положению находилось в стороне от главных путей завоевателей и лежало в полесье, то есть по тем временам было хорошо защищено густыми большими лесами и обширными болотами. Сюда стекались ремесленники, беженцы из других княжеств, а также все, кто искал мира. Русские люди тянулись к Москве еще и потому, что в отличие от некоторых других княжеств, заботившихся лишь о собственном спасении, Москва понимала задачу освобождения от завоевателей как общенациональную. Выгодно расположенная на пересечении торговых путей, в том числе на великом .пути «из варяг в греки», поддержанная и укрепленная притоком населения извне, Москва начала быстро расти и развиваться. Даже в тяжелые годы нашествия Батыя князь Даниил Александрович, отбросив врагов, отстраивает Москву и, как недавно установлено, возводит в центре города храм — первое каменное здание Москвы. Сын Даниила — Иван, прозванный Калита, был уже великим князем и построил много каменных зданий и новый кремль. А при его сыне Дмитрии Ивановиче произошла Куликовская битва (1380), за которую он был наречен Донским. Битва эта фактически положила конец власти Золотой орды, хотя она еще долго не хотела сдаваться. Именно в его княжение Москва заняла ведущее положение в русских землях.

В XV веке князь Иван III, правнук Дмитрия Донского, отказался платить дань татарам, и в официальных бумагах он стал титуловаться «великим князем московским». Так Москва стала центром большого государства. «Изумленная Европа, в начале княжения Ивана III едва ли знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных рубежах», — писал позже К.Маркс. Иван IV — Грозный — первый русский царь — венчался на царство по обычаю византийских императоров. Описанные события имели решающее значение для всего хода развития русской культуры и формирования нового идеала красоты и самобытного русского костюма. Эпоха расцвета Московской Руси (XIV — XVI века) — это золотой век древнерусской культуры и древнерусского костюма.

В организации русского костюма той поры ведущую роль сыграла древняя национальная традиция, отчасти византийские моды. Сильно было влияние новгородского и владимирского искусства. В. Г. Белинский был уверен в том, что Новгород был вообще главным источником русской народности и что оттуда вышли русский быт и обычаи.

Влияние Новгорода трудно переоценить: благодаря своему географическому положению он стал центром международной торговли; наличие богатых земель с лесами, в которых было полно драгоценной пушнины, культурные достижения — расцвет искусства, ремесел — все это бесспорно, но в формировании русского национального быта и культуры и другие культурные центры сказали свое слово.

Прокомментировать