Теплый шерстяной плащ-накидка

Среди городского населения иногда встречался теплый шерстяной плащ-накидка. Он представлял кусок толстой шерсти, порой неотбеленной и неокрашенной. Длина его варьировалась от середины икр до земли. Застегивались такие плащи спереди на шее или на правом плече булавкой или пряжками, соединенными ремешком или цепью. У знатных людей плащи могли быть из тяжелого красного шелка (рис. 23: 1—3). Из Византии пришел на Русь княжеский парадный плащ-корзно. Он изготавливался из дорогих тяжелых немнущихся тканей, ворсовых или гобеленовых, часто орнаменти-рованных. Из-за плотности ткани покрой его был необычен — в полукруглом плаще делался вырез для левой руки в форме треугольника со скругленными углами (рис. 23: 2). Корзно, благодаря материалу, из которого делалось, отделке и оригинальному покрою, выглядело очень торжественно. Спереди на фигуре плащ лежал четким треугольником, на правом плече он застегивался на дорогую пряжку-фибулу, а сзади ниспадал роскошными малоподвижными складками. Все это послужило причиной того, что корзно стало важной частью официального парадного княжеского костюма. Большой любитель и знаток древнерусской старины поэт А. К. Толстой в стихотворении «Поход Владимира на Корсунь», рассказывает, как Владимир готовился встречать византийское посольство:
…Он гребнем свои расчесал волоса
и корзно княжое накинул…


А иконы сыновей Владимира — Бориса и Глеба — ценны как один из важнейших источников для истории русских княжеских одежд. По мере перехода к царскому периоду нашей истории форма княжеских одежд на иконах совершенно видоизменяется. Корзно заменяется шубой. В разных местах России — от Новгорода до Киева — встречались и другие местные варианты предметов мужской одежды, но для сегодняшнего театра они особенной роли не играют.


Головные уборы были разнообразны, хотя в основе их был кожаный, войлочный, мехо¬вой или тканый колпак. Укра¬шались эти шапки по-разному. В городах распространено было украшение металлической спи¬ралью с пряжкой наверху. У высоких колпаков часто спереди над лицом делался разрез, а затем край отгибался настолько, насколько это было удобно. Таким образом получались поля. На дорогих шапках их стали украшать — покрывали яркой тканью или мехом. Случалось, их пристегивали надо лбом фибулой, чтобы не падали на глаза. Постепенно это стало предметом щегольства (рис 25: 6—8). Зимой носили и другие меховые шапки — главным образом сшитые в виде разных колпаков или капюшонов (рис. 24: 3—6, 9; рис. 25: 2, 5, 10). Летом волосы придерживали обвязанным вокруг головы кожаным ремешком или металлическим обручем (рис. 24: 10, 11). Прически носили свободные. Наиболее древняя прическа знати — оселедец — длинный локон, оставленный на макушке обритой головы (рис. 20: 5). Обычно волосы носили длинные и полудлинные, зачесанные назад. Позднее распространение получила стрижка «под горшок». Полудлинные волосы спереди для удобства подрезали, оставляя «челку». Всегда на Руси уважали бороду и усы, хотя форма их менялась в зависимости от моды (рис. 24: 3, 6, 7, 9—11; рис. 25).
Обувь, во множестве дошедшая до нас благодаря археологическим раскопкам, поражает своим разнообразием. Чаще всего встречалась обувь, плетенная из лыка, — лапти. В основном это была летняя обувь (рис. 16: 4; рис. 20: 3). Следует, однако, иметь в виду, что наше представление о лаптях обеднено. Мы уже не знаем, что лапти плелись разными способами из лыка разной ширины, а иногда и разных цветов. Само лыко могло быть темнее и светлее, но его еще и подкрашивали для красоты. Разной была также глубина лаптей, их назначение. Некоторые делались толстыми, грубыми, а другие — изящными, тонкими. На¬рядные лапти плелись узорами. Так что обувь эта отнюдь не была скучной и однообразной. Кроме того, она была легкой, удобной и гигиеничной. Лапти надевались на толстые вязаные чулки, летом льняные, осенью или весной шерстяные, а также на портянки и на онучи. Мно¬го было разной кожаной обуви. Наиболее простые и известные были поршни и постолы — примитивно сшитые туфли. Сапоги носили всякие, и они были широко распространены (рис. 33: 5). Разумеется, это была дорогая обувь, а потому очень тщательно сберегалась и зря не надевалась. В сапоги также надевались носки и портянки; зимой на носки надевали еще меховые чулки из тонкого, например, беличьего меха. Очень древним видом зимней обуви являются валенки. Их называли валяные сапоги. Валенки, как и лапти, были разные — черные, белые, коричневые, серые. Иногда светлые щегольские валеночки еще и вышивались спереди разноцветными нитками и становились таким образом достойным элементом древнерусского костюма.
От тех древних времен не дошли сведения о рукавицах или перчатках, но судя по тому, что в XV веке побывавшие в России итальянцы специально отметили красоту и высокое качество вышитых русских перчаток, можно предположить, что их изготовление уже опиралось на старые традиции (рис. 33: 4).

Прокомментировать