Узкий домотканый материал

Ластовицы были красивы, но служили не только украшением. Их появление вызвано было необхо­димостью. Узкий домотканый мате­риал породил прямой простой покрой. Все швы были прямые. В том числе и пройма — место соединения рукава с рубахой. Если бы под мышкой, где рубашка с рукавом образуют прямой угол, не вставлялись ластовицы, рукава вырывались бы от движений рук, что губило бы всю рубаху. Ластовицы давали необходимую свободу рукам и сохраняли рубаху целой. Для этой же цели в верхней части спины с изнанки к рубахе подшивали второй слой ткани, так называемую подоплеку (рис. 19: 1). Подоплека приходилась на том месте, где рубаха пропотевает и изнашивается быстрее всего. Теперь кажется странной и ненужной эта мера предосторожности. Для нас проще купить новую вещь. Но в том-то и дело, что в изготовление тех рубах был вложен огромный труд от посева льна до вышивки, что делало каждую из них индивидуальной, неповторимой, даже уникальной. К ткани в Древней Руси относились, как и к хлебу. Бросить кусок ткани было так же немыслимо, как и кусок хлеба, поскольку в них был вложен нелегкий труд. Даже царские повседневные одежды переделывались, чинились и надставлялись, а то и латались, подчас другой тканью. Когда же одежда окончательно изнашивалась, сохранившиеся части ткани употребляли на подушки, переплеты книг, обивали ими лавки и седла.

Вышивка — это тоже не только украшение, это заговор от злых сил природы — «обереги». Ведь в орнаменте заключены знаки, письмена — идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Поэтому и вышивались узоры в тех местах, где одежда кончалась — у открытого тела, то есть у ворота, у подола и на манжетах (рис. 18: 2, 3, 12). Для сравнения можно вспомнить византийскую рубаху — далматику. Для нее характерно похожее расположение орнамента: по вороту, подолу, манжетам. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени (рис. 19: 2, 3). Аналогии этому встречаются и у других народов.

У некоторых авторов, писавших об исторических костюмах, можно встретить утверждение, что культурные народы Средиземноморья не знали штанов, так как штаны — изобретение азиатских варваров. Э.Тиль утверждает, что штаны изобрели древние германцы. Очень может быть, но известно, что в обиходе наших предков издревле встречались штаны, что объясняется в первую очередь климатом и, кроме того, родом их занятий. На Руси их часто называли «порты»*, перенося это название со всех других предметов, входящих в костюм, на эту весьма существенную его часть.

Древние авторы, которые оставили нам описания костюмов той поры, не единодушны в характеристике штанов. Арабские путешественники IV—V веков утверждают, что русские носили короткие штаны до колен. Им вторит Проконий Кессарийский, так же упоминая о коротких штанах. В описании костюма Святослава, о котором уже говорилось, сказано, что он был в узких штанах. Однако в других, более близких по времени, описаниях арабов фигурируют широкие штаны русского вельможи. Анализируя перечисленные и некоторые другие источники, можно предположить, что речь идет просто о разных штанах. Штаны нижние холщевые были внизу узкими. Эти же штаны летом могли надеваться без верхних, а у бедных людей вообще быть единственными. Во время работы их подвертывали илн в самом деле делали короче верхних. Верхние штаны труженики надевали только зимой или по праздникам. Нарядные верхние штаны делали из набойки или пестряди, а богатые — из шелка и хорошей шерсти (рис. 20: 2, 9, 12). Зимой мужчины носили теплые верхние штаны, стеганные на вате или шерстяном очесе. Встречались и меховые штаны, мехом внутрь (рис. 20: 6).

Прокомментировать