Знатные молодые люди в театре

Знатные молодые люди любили. щегольский, очень изящный «кафтан с козырем» (рис. 27: 2). По покрою этот кафтан был очень похож на зипун, но юбка расклешивалась значительно больше, а рукав узкий внизу, кроился на 10—15 см длиннее руки. Он делался из дорогих тканей — персидских атласов, объяри, узорных рытых бархатов и т. п. По цвету обычно такие кафтаны были яркими. Костюмы и сам царь и бояре старались заводить цветом поярче; красные, фиолетовые, зеленые.

Эти кафтаны кругом обшивали нарядной разноцветной тесьмой, узорным серебряным или золотым галуном, золотным круживом. Спереди кафтан был распашной. Застегивался встык на роскошные петлицы-разговоры. Они выкладывались по обе стороны узорами из шелкового, серебряного или золотого шнура. В центре на одной поле была петля, а на другой красивая пуговица. От середины к бокам, сантиметров на 8—12 шли узоры из шнура, закан­чивавшиеся кистями. У самых богатых кисти были низаны жемчугом. Манжеты также богато расшивались. Лишняя длина рукава набиралась на руку. Контраст драпированной ткани рукава и расшитых манжет украшал костюм. Но самым главным украшением кафтана был воротник-козырь. Козырь кроился высотою 15 см (рис. 27: 2; рис. 29: 3, 4) по возможности из наиболее дорогой ткани. Он ставился на шелковую подкладку. Между верхней тканью и подкладкой подкраивалась прокладка из прошитой в несколько слоев холстины или мешковины. Сейчас для этой цели подойдет капрон-сито, флизелин или лино. Это зависит от толщины и упругости верхней ткани. Козырь пришивается при помощи подкройной бейки таким образом, что он не лежит, а стоит. Лицевой стороной считается та, которую видят зрители, то есть внешняя. Подкладка (которая делалась контрастного цвета) обращена была внутрь, к шее, и ничем не украшалась, кроме узенькой вышивки тесьмы по краю. Окантовывалась лицевая сторона по краю галуном или круживом. Вся плоскость внутри рамки из галуна расшивалась бисером, бусами, жемчугом или камнями. К кафтану с козырем непременно носили нарядные кушаки с расшитыми или вытканными узором концами. Поскольку кафтан был короткий, штаны надевались к нему нарядные, так же как и сапоги. Весь этот костюм вместе с шапкой мурмолкой (рис. 25: б, 7) и красивыми расшитыми рукавицами или перчатками был очень ярким, нарядным, молодежным, в нем можно было показать красивую сильную фигуру, свое молодечество и удаль. А если кого-то природа обделила, то, по возмущенному замечанию митрополита Даниила, они возмещали это искусственно, подкладывая под плечи кафтанов деревянные наплечники и надевая сапоги на очень высоких каблуках.

Кроить кафтан с козырем можно по выкройке зипуна (рис. 34 а), увеличив клеш юбки и удлинив рукава на 10 — 15 см. К рукаву можно подкроить манжет «копытце», — расширяющийся к пальцам обшлаг. Крой козыря показан на нашем рисунке (рис. 33: 1а). Размеры его могут быть изменены в зависимости от задачи.

Если верхняя ткань кафтана плохо держит форму, то его необходимо поставить на плотную подкладку, которую надо сшивать вместе с верхом. Швы изнутри обрабатываются краевой строчкой. Если по ходу спектакля кафтан распахивается или снимается, и зрители видят подкладку, ее надо делать как обычно, запошивая все швы, а между ней и верхом сделать прокладку из бязи, холста и т. д. Край рукава (манжета) и низ подола надо укрепить подкройной плотной тканью, флизелином или жесткой тесьмой. Это относится ко всем без исключения кафтанам, начиная с зипуна.

Прокомментировать