ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Еврейский календарь ведет отсчет с момента Творения мира и включает в годовой цикл важные общественные события и сезоны (моадим), субботы (шабатот), праздники (хагим) и посты (тааниот), которые определяют направление и ритм жизни еврея.

Год, по еврейскому календарю, делится на двенадцать месяцев, которые в разные годы могут соответствовать различным месяцам общепринятого календаря:

1. ТИШРЕЙ или ТИШРИ1
(сент./окт.) 30 дней
2. ХЕШВАН или МАРХЕШВАН
(окт./ноябрь) 29 или 302
3. КИСЛЕВ
(ноябрь/дек.) 29 или 30
4. ТЕВЕТ
(дек./янв.) 29
5. ШВАТ
(янв./фев.) 30
6. АДАР
(фев./март) 293
7. НИСАН
(март/апр.) 30
8. ИЯР
(апр./май) 29
9. СИВАН
(май/июнь) 30
10. ТАММУЗ или ТАМУЗ
(июнь/июль) 29
11. АВ
(июль/авг.) 30
12. ЭЛУЛ
(авг./сент.) 29
1В обычном году продолжительность месяца составляет 29 или 30 дней, т. к. лунный месяц длится приблизительно 29,5 дня.
2В определенные годы длительность двух месяцев (Мархешван и Кислев) меняется, потому что на самом деле лунный месяц длится чуть дольше, чем 29,5 дня.
3Каждые семь лет из 19-летнего цикла содержат дополнительный месяц Адар 1. Таким образом, в такие годы в календаре — два месяца Адар: Адар 1 — 30 дней и Адар 2 — 29 дней.

Еврейский день начинается с захода солнца и заканчивается следующим заходом солнца.

Наиболее употребляемым в мире светским календарем является сейчас Григорианский календарь, основанный на движении Солнца. Начало летоисчисления по этому календарю приходится на предполагаемый год рождения Йешу (Иисуса). Для того, чтобы указать дату, относящуюся ко времени до рождения Йешу, к году добавляют сокращение “до н. э.” (до новой, христианской или общепринятой эры). Этот календарь получил свое название по имени папы Григория XIII, который внес поправки в римский, Юлианский календарь, удалив десять дней из октября 1582 года и добавив лишний день в феврале каждого четвертого года, называемого високосным. Длительность месяцев этого календаря условна, она не соответствует каким-либо природным явлениям и колеблется от двадцати восьми до тридцати одного дня. Мусульманский календарь, отсчет которого ведется от рождения пророка и основателя ислама Мухаммеда (седьмой век), учитывает только вращение Луны вокруг Земли. А поскольку двенадцать лунных месяцев, составляющих лунный год, примерно на одиннадцать дней короче солнечного года — времени обращения Земли вокруг Солнца, — то месяцы мусульманского года передвигаются по всем временам года (зима, весна, осень, лето) с периодом в тридцать три года. Времена года обусловлены, как известно, расположением Земли относительно Солнца.

С другой стороны, данный Б-гом еврейский лунно-солнечный календарь, основанный на Торе и Откровении на Синае, учитывает движение обоих светил. Вот его характеристики:

Период обращения Земли вокруг своей оси – двадцать четыре часа;

Один оборот Земли вокруг Солнца происходит за триста шестьдесят пять дней, пять часов, сорок пять минут и сорок шесть секунд;

Длительность лунного месяца — от рош ходеш, новолуния, до следующего новолуния — двадцать девять дней, двенадцать часов, сорок четыре минуты и три секунды. (Кстати, древнейший и наиболее близкий к природе еврейский календарь до сего дня является самым точным в мире. Например, длительность лунного месяца, приведенная Талмудом полторы тысячи лет назад, была определена с такой точностью только исследованиями космического пространства в семидесятых-восьмидесятых годах нашего века.)

Чтобы учесть все эти природные явления, еврейский календарь, основанный на лунном и солнечном годах, вводит девятнадцатилетний годичный цикл. Такой девятнадцатилетний годичный цикл включает двенадцать обычных лет и семь високосных, расположенных определенным образом. В високосные годы добавляется лишний месяц, адар шени, или адар бет, второй адар. Его длительность тридцать, а не двадцать девять дней.

В цифрах это выглядит так: Солнечный год — 365,242 дня. Лунный месяц — 29,5306 дня. Продолжительность 12 лунных месяцев = 12 х 29,5306 = 354,367 дня.

Образуется дефицит: 365,242 — 354,367 = 10,875 дня. За девятнадцать лет этот дефицит составляет 19 х 10,875 = 206,63 дня. Для его покрытия добавляют семь дополнительных месяцев, в каждом из них — 29,53 дня, что составляет 206,71 дня. За девятнадцать лет в календаре образуется превышение: 206,71 -206,63 = 0,08 дня. За 1900 лет, прошедших после разрушения Второго Храма, сдвиг составил лишь восемь дней!

Образец девятнадцатилетнего цикла (високосные годы выделены):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Текущий цикл — от 5758 по 5776 годы от сотворения мира /1997 — 2015 гг. н.э./.

Високосные годы: 5760, 5763, 5765, 5768, 5771, 5774, 5776.

КАЛЕНДАРЬ И ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ

МОАДИМ УЗМАНИМ(СЕЗОНЫ И ВРЕМЕНА)

Это заповеди – мицвот, – относящиеся кразличным праздникам и постам, и Субботы, которыесоблюдают в течение всего года.

ЗАПОВЕДЬ РОШ ХОДЕШ

К ней относятся следующие мицвот:

а) Биркат аходеш – благословение месяца.Эту молитву произносят в синагоге в субботу,предшествующую новолунию, рош ходеш. В нейпросят о том, чтобы следующий месяц был хорошим, иотмечают, когда именно наступает новолуние.

б) Кидуш левана – освящение луны. Этуцеремонию не следует путать с освящением месяца (кидушаходеш), проводившимся Сангедрином, Высшимеврейским Судом мудрецов, который на основаниипоказаний свидетелей объявлял о начале новогокалендарного месяца. Наше освящение луны, а немесяца года, никак не влияет на календарь. Этуцеремонию проводят только на открытом воздухе,когда видна луна, с четвертого по пятнадцатыйдень после появления новой луны.

в) Дополнительная молитва мусаф рош ходеш. Еепроизносят, закончив в синагоге основную частьутренней молитвы и сняв тфилин. Мусаф отмечаетсвятость этого дня и соответствует особомужертвоприношению, которое приносили в такихслучаях в Храме.

г) Особое чтение Торы в честь новолуния, когда всинагоге вызывают к Торе четырех человек. Читаютотрывок из книги Дварим (28:1-15). Там говорится омицве жертвоприношения в Храме в Рош ходеш.

д) В молитву Шмоне эсре вводится вставка яалевеяаво, а также в утренней молитве читаетсянеполный Аллель — часть праздничной молитвы,прославляющей Всевышнего.

БИРКАТ АХАМА (БЛАГОСЛОВЕНИЕ СОЛНЦА)

Это особая молитва, ее произносят один раз вдвадцать восемь лет. Ее читают ранним утром послеутренней молитвы в среду, попадающую начетвертый день месяца нисан (первого месяцагода), когда солнце стоит в зените. Этоблагодарственное благословение за творениесолнца и за то, что ему было предоставленодвигаться по небосводу в четвертый день творения(Брейшит, 1:16-19). В следующий раз это благословениеможно будет сказать в среду, утром, 8 апреля 2009года.

МИЦВОТ ШЕАЗМАН ГРАМА (ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СОВРЕМЕНЕМ)

Женщины освобождены от заповедей, дляисполнения которых важно время (мицвот шеазманграма). К ним относятся:

а) Чтение “Шма, Исраэль” дважды в день;
б) Возложение тфилин на голову и руку;
в) Счет омера;
г) Проживание в сукке;
д) Заповедь о лулаве;
е) Слушание шофара.

Освобождение женщин от исполнения этихзаповедей объясняется двумя причинами.Во-первых, их семейными обязанностями. Ввидучрезвычайной важности семейных обязанностей,Тора не хочет, чтобы ими пренебрегали, и, с другойстороны, чтобы женщина была перегружена.Во-вторых, многие считают, что женщина по своейприроде одухотвореннее мужчины, поэтому ейдостаточно и меньшего количества заповедей длядуховного роста (поскольку совершенствованиехарактера является основной целью установленияи исполнения всех заповедей). Интересно, чтоженщины среди других заповедей добровольновзялись вести счет Омера между Песахом иШавуотом, потрясать лулавом в Суккот и слушатьшофар в Рош Ашана.

ОСОБАЯ БРАХА, СВЯЗАННАЯ СО ВРЕМЕНЕМ

БАРУХ АТА АШЕМ ЭЛОКЕЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕЕХЕЯНУВЕКИИМАНУ ВЕИГИЯНУ ЛЕЗМАН АЗЕ – БлагословенТы, Ашем, наш Б-г, Царь вселенной, Который сохранилнам жизнь, поддерживал нас и довел до этоговремени (праздника). Это благословение говорят:

а) когда в первый раз едят сезонные фрукты,которые появляются раз в год. Например, ее неговорят на яблоки, если их едят круглый год;

б) когда покупают новую выходную одежду,например, костюм, пальто или праздничное платьеили существенный предмет обихода (холодильник);

в) когда исполняют сезонную мицву, например,трубя в шофар, потрясая лулавом или зажигаяпраздничные свечи в Йом тов;

г) при особой радости какому-то событию,например, если человек услышал хорошие для негоновости. А если это событие хорошо не только длянего, он должен сказать благословение атовуаметив – Благой и делающий благое.

ТФИЛОТ (МОЛИТВЫ)

Наложение тфилин, произнесение “Шма, Исраэль”,мусафа (дополнительной праздничной молитвы),шахарита (утренней молитвы), минхи (дневной,послеполуденной молитвы) маарива (вечернеймолитвы) и так далее – все это исполняют всоответствии со строгими требованиями алахи(закона), которые указывают предписанное — самоераннее и самое позднее — время начала и окончанияэтих молитв.


ПРАЗДНИКИ

У евреев много праздников и особых дней в году. Среди них есть главные праздники, во время которых вся повседневная деятельность – работа, учеба, покупки – прекращается, и евреи проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями. Другие даты менее важны, в эти дни повседневная жизнь продолжается в основном как обычно. Есть и такие, которые отмечаются только особыми молитвами, произносимыми в синагоге.

Еврейские праздники можно разделить на два вида. Некоторые из них, такие как Песах и Ханука напоминают об исторических событиях, главным образом о чудесах, сотворенных Б-гом, чтобы помочь евреям. Они напоминают о том, что Б-г вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. В эти праздники евреи славят Б-га как творца человеческой истории. Соблюдая эти праздники, евреи пытаются выполнением заповедей воссоздать, воспроизвести события древности. Этот момент чрезвычайно важен. Вы сможете познакомиться с этими заповедями в следующих разделах.

Другие священные дни, например, Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Б-ге как творце мира. Песах, Шавуот и Суккот связаны с обоими аспектами: хотя они напоминают об исторических событиях, Песах совпадает по времени со сбором урожая ячменя в Израиле, а Шавуот – с урожаем пшеницы. Суккот приходится на начало сезона дождей в Святой Земле.

Исключение составляют Иом Кипур, День Искупления и Симхат Тора, не связанные ни с историей, ни с природой. Главная тема Иом Кипур и предшествующего ему месяца Эллуль – возобновление связи человека с Б-гом и с другими людьми. Симхат Тора – это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла. Этот день отмечает особые отношения еврейского народа с Б-гом.

Евреи пользуются библейским способом отсчета времени. Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь (Бытие 1:5). Например, Когда солнце садится в четверг, для евреев начинается пятница, а когда оно заходит в пятницу, начинается суббота. Этим объясняется то, что еврейский Шаббат, приходящийся на субботу, фактически начинается вечером в пятницу. По той же причине все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

Еврейский Образовательный Сервер