Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова

К этому дню в домах делали большую уборку.

Еда в сочельник была ограничена: ели капусту с квасом, хлеб, пили взвар или сочево (компот из сухих плодов и ягод). Старались не есть до звезды.

Вечером на стол ставили скудную кутью — разваренную пшеницу или ячмень с черемухой, те кто побогаче — рис с изюмом.

Вечером по домам ходила Коляда. Колядующие распевали песни, например:

Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!

А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Его рожь густа,
Рожь ужиниста.

Когда-то Коляда была влиятельным божеством. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, которые впоследствии учиняли на святках.

Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г.


Рождественский сочельник — день накануне праздника Рождества Христова. (Есть еще Крещенский сочельник накануне Крещения)

По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво — вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название. В Рождественский Сочельник ни употреблялось пищи и питья до первой звезды. Как только показывалась звезда, ужинали сочивом.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) — переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад — верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз — в семье будет совет да любовь.

Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова