МАСЛЕНИЦА

Деревня к деревне в гости ехала, показать себя. По стародавнему поверью, кто схоронится в своей избе — тот и двор свой схоронит. Дети и молодежь собирались на высоких местах или на снежных горках для катания. Горели праздничные костры, пелись масленичные песни.

Второй день Масленицы называли «заигрыш»

Устраивается шумное и веселое взятие снежных городков — специально построенных для такого случая крепостей из снега. Катание на тройках на перегонки. Ряженые собирались по дворам ходить и уже пели ни свет ни заря:

Едет, едет Масленица!
Широкая Масленица!
Ты, бабонька, встречу выходи, выходи!
По горенке Масленицу Поводи, поводи!
По сенечкам, вот так! вот так!
По красным углам вот так! вот так!
А теперя, бабонька, откупися,
на блины, на маслены — не скупися!

Ряженые «заигрывали» у изб, вызывали большух, старших по хозяйству бабонек, сойти с крыльца, позвать в избу Масленицу, поводить по избе. Масленица могла быть и соломенным снопом, который по мере хаживания ряженых от двора ко двору «наряжался». Кое-где ряженые носили на длинной жерди голик (голый веник). Бабоньки выходили со своих дворов и повязывали на голые ветки тряпицы-скудицы.О скуде что говорить. Скуда и нуждой тянет, и худобой к земле пригнетает. Так что каждая бабонька знала, что за скуда в избе завелась. Как бы наговаривая на тряпицу, отымала она от себя боли резучие, или от своего дитя ночницы неспокойные, или от скотины — болезни. Повязывая тряпицу-скудицу на одну из веток голика, она должна была откупиться. Ведь ряженые были хранителями всех наговоренных и собранных с деревни тряпиц-скудиц.А как же на тряпицу-скудицу заговаривали? Вот тому слово крестьянское, от чахлости оно чрева бабьего:

Свете Тихий!
И ты, Мати Святая Богородица!
Пособите мне в нехитром бабьем деле.
Вытянула сила нечистая
три коренья из чрева (имя рек),
живые истоки то.
Травила их сила нечистая потами мытарными,
сокрушала серпичком смертным.
А я беру огонь от живого дерева,
утворяю крест животворный.
Отсылаю я сухоты нечистые
за топучие земли, за гнилые становья.
Там пусть они зыбятся, катаньем изводятся.
А ко чреву (имя рек) позабудут пути.
Будьте мои слова крепки да востры!
сила нечистая, оминь!

Третий день Масленицы называли в деревне «лакомка»

Лакомилась блинами деревня. Сметану да масло да земляничное варенье на стол ставила большуха. Теща приглашала в дом молодого зятя с женой. А ряженые тем временем кликали у дворов:

А вы, люди, Масленицу состречайте!
Состречайте!
Да к себе-то Масленицу зазывайте!
Зазывайте!

Хвалились Масленицей хозяева. Непременно горшок с блинами брали, выходя из избы. Да с соседом встретившись, просили отведать блинка своего.

Четвертый день Масленицы — «широкий четверг»

Возрождение солнечных дней славили наши предки. Будто бы знаком солнца поспел па угольях в печи и блин. А тем временем голик с тряпицами-скудицами был воткнут за деревней на пригорке. К нему могли принести ото всякой избы худую солому. Ее вытрясали из матраса, на котором лежал больной человек. Приносили и рухлядь домашнюю, и лапти сношенные, сено, которым стирали с отелившейся в это время коровы пот.

Пятый день Масленицы — «тещины вечера»

Молодожены угощали родителей. Зятья угощали тещ. А тем временем ребятишки, парни и девушки катались с гор, веселились. Горки поливали водой.

Шестой день Масленицы — «золовкины посиделки»

Молодые невестки принимали родных со стороны мужа. Угощение сопровождалось взаимным обменом подараками. С этого дня она становилась полноправным членом семейного женского коллектива. Что говорить — мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами, сговориться в житье-бытье.

Напоследок отмечались проводы Масленицы

В этот день прощали друг друга, горькое и досадное с душ снимали, обиды избывали. А ввечеру зажигали Масленицу. Разгорался высокий костер.

Прощай, Масленица, пересмешница!
Тырь-тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи старуха на осиновых дровах,
три полена в головах.

Седьмой день Масляницы — «прощеное воскресенье»

В этот день близкие люди просят друг у друга прощение за причиненные обиды. Не стоит и ныне забывать этот мудрый обычай.


Масленица по украинскому обрядовому календарю

Встречный понедельник, рождение колодки

Женщины и девушки собираются в веселые компании и отмечают приход Масленицы в шинках (в современных условиях вполне можно заменить рестораном или баром). Мужчины, также могут принять участие в этом действии, однако вначале девушки должны привязать им на шею колодку (обычно для нее берется полено дров) снять которую можно только за магарыч. Вечером вся женская ватага заходит в гости к неженатым парням (иногда девушкам). Принять их нужно как самых дорогих гостей. Матерям, чьи сыновья долго засиделись в «парубках», к ноге привязывается символическая колодка, снять которую также можно с помощью магарыча.

Вторник — крестины колодки

Женщины вновь посещают шинок, чтоб «проведать оставленную в понедельник колодку». В этот день в шинках собирается больше народу, и в компанию включаются мужчины. Как и в понедельник, им на шею привязывают колодку, но уже меньшего размера. Вечером вся компания проведывает семейные пары, у которых нет детей.

Среда — Знобы-бабы

Особых обрядов не отмечено. Женщины и мужчины отмечают крестины колодки.

Четверг — широкий (переломный) четверг, Евдокии

Женщины вновь собираются в шинках и поднимают тосты. Категорически запрещено в этот день прясть. В четверг отмечают смерть колодки.На Евдокии по старому стилю попадает первый день весны. Предвестником ее прихода считаются ласточки, которые являются покровителями дома. Если кто увидит на Евдокию ласточку, то нужно взять в ладони горсть земли и бросить в нее приговаривая: «Возьми, ласточка, на гнездо, а людям — на добро!».
Если вода капает с крыш, то еще долго холодно будет.
Хороший день на Евдокии — на урожай огурцов, опят и лена.
Полнолуние с дождем — быть мокрому лету.

Пятница — похороны колодки

В этот день зять должен всячески ублажать тещу. С большими почестями он садит ее в сани и везет по улице. По характеру и нраву тещи определяется и качество дороги. Ласковая теща — дорога ровная и гладкая, злая и неприветливая — колдобины, крутые повороты. Вечером за столом зять поднимает тосты в честь тещи, чтобы у нее в «горле не пересыхало».

Суббота — оплакивание колодки

Как и на среду, особых обрядов нет. Люди готовятся к веселому празднованию «Масляного воскресенья».

Воскресенье — Сыропустное воскресенье, Черное воскресенье

Последний день перед Великим постом. В дальнейшем нас ожидает семь недель полной ограничений жизни. Нужно обойти всех своих родственников и знакомых, и попросить друг у друга прощения за возможные обиды, чтобы пост встретить с чистыми помыслами и чистым сердцем. На улицах устраиваются разнообразные забавы и гуляния. Традиционное блюдо в этот день, в отличие от русской традиции, — вареники с сыром. Существует очень интересный обряд «Полоскания зубов». После трапезы необходимо вытащить весь оставшийся в зубах сыр, чтобы «черти не вытянули его вместе с зубами».
Не всегда коту Масленица.
Вареники доведут, что и хлеба не дадут.

МАСЛЕНИЦА

В 2002 году праздновали с 11 по 17 марта. Обычно Масленица отмечается в конце февраля. Однако в 2002 году, в связи с поздней Пасхой, последняя неделя перед Великим постом попала на середину марта. Следующий за Масленицей пост весьма долог и суров, именно поэтому расставание с мирскими утехами на целых семь недель проходит очень весело.

Первый день Масленицы называли в деревне «встреча»