Неформалы в неформате

Участники проекта «Открытая сцена» - режиссеры, актеры, драматурги – отвечают на животрепещущие вопросы театрального процесса.


1. Что вы предпочитаете: реализовывать идею в проекте «Открытая сцена» на свободной сценической площадке или в репертуарном театре? Почему?

Константин Богомолов. К сожалению, я не работал на свободной площадке. Но полагаю, в каждом случае есть свои недостатки и свои преимущества.
Репертуарный театр предпочтителен организационными и производственными мощностями. А также большей временной свободой (можно позволить себе более длительный репетиционный период в силу наличия бесплатного репетиционного помещения и актеров, для которых именно этот театр является постоянным местом работы).
Свободная площадка, наверное, хороша именно свободой, в частности, в выборе исполнителей. Словом, в случае, если проект требует большого количества исполнителей и сложных постановочных решений, я предпочту репертуарный театр.

Елена Гремина. Мне кажется, смысл проекта «Открытая сцена» именно в работе на открытых сценических площадках, как говорится, не наливая молодого вина в старые мехи.

Инга Оболдина, Гарольд Стрелков. Предпочитаем свои идеи реализовывать в проекте «Открытая сцена», потому что это дает:
а) свободу в выборе репертуара;
б) полную творческую неприкосновенность (замысел режиссера, сценография, костюмы и т.д.)
в) возможность работать с теми актерами, которые необходимы по замыслу, а не с теми, кого предлагает художественный руководитель.

Дмитрий Петрунь. И этот, и другой мои спектакли в проекте «Открытая сцена» были осуществлены в репертуарных театрах. После подобного опыта мне кажется, что работать на свободной площадке было бы проще. Так как действенная подвижность свободной, небольшой команды явно выигрышней, мобильней. И прозрачность финансовых расчетов виднее и понятнее.

Виктор Рыжаков. Смотря, какой репертуарный театр имеется в виду. Конечно, для реализации собственного проекта свободная площадка предпочтительней. Есть авторский театр Льва Додина, Марка Захарова. Зачем называть свои предложения, которые могут оказаться им чуждыми?
Есть другие театры, со свободным репертуаром, в котором ты можешь реализовать свой проект. Но тогда нужно быть готовым к тому, что замысел придется соотносить с возможностями труппы или работать с теми, кто в данный момент не занят в репертуаре. Изначально лучше самому собрать на спектакль тех, кто тебе необходим.

Кирилл Серебренников. Все зависит от условий и обстоятельств. Делая спектакль в репертуарном театре, ты работаешь на данный «Великий бренд» и продаешь свои навыки и способности этому самому «бренду», т.е. Театру. В случае успеха (зритель ходит на спектакль, есть приличный сбор, критики пишут хорошие статьи, вручают какую-нибудь премию) – интересы творца и театра пересекаются в узком интервале, связанном с гуманитарной стороной премьерного периода – слава, почет, уважение, et cetera. А вот дальнейшая эксплуатация спектакля - дело уже не режиссера, а театра, у которого в репертуаре много других спектаклей. Зачастую автор спектакля не может влиять ни на то, сколько раз и в каком качестве спектакль пройдет, ни на другие прокатные вопросы. Грубо говоря, после премьеры ты театру не нужен: сделал дело – гуляй смело! Впрочем, возможны исключения.
Делая спектакль на свободной площадке, ты работаешь именно на сам проект, на себя, не попадая в магическое поле «великого бренда». При определенном договоре со свободной площадкой и продюсером судьба спектакля – и прокатная, и творческая – может лучше контролироваться самим режиссером.

Михаил Угаров. В «Открытой сцене» можно собрать любую команду артистов, подходящих именно под этот замысел. А не подлаживаться под требования определенного театра.


2. Считаете ли вы, что проект предполагает особые названия репертуара (укажите, по возможности, имена, направления)? Каковы лично ваши предпочтения?

Инга Оболдина, Гарольд Стрелков. Большой плюс проекта «Открытая сцена» – это свобода в выборе репертуара, который не привязан к определенному направлению.

Константин Богомолов. Я бы не стал говорить о каких-то особых названиях. Название может быть банальным, а режиссерское решение, замысел спектакля, сам проект – многообещающими.
Нельзя зацикливаться только на современной или только на классической драматургии. Скорее, дело в слагаемых: режиссер плюс материал, плюс команда.
В любом случае, это лотерея. Угадывать, где возможен успех, - особое искусство. Наверное, надо просто стараться помогать дебютантам или уже заявившим о себе талантливым людям.

Дмитрий Петрунь. Мне бы не хотелось, чтоб репертуарные рамки сковывали данный проект и сокращали участие в нем тех или иных «неформальных» личностей.

Елена Гремина. Например, то, что мы делаем в «Театре.doc», возможно только в проектах, подобных «Открытой сцене», - совместный поиск молодыми артистами и авторами того, какими сценическими средствами освоить реальность, придумать новые способы контакта со зрителями.

Виктор Рыжаков. Конечно, выбор не может быть случайным. Театр не работа, а потребность. Театр не средство заработка денег. Если надо заработать, проведи мастер-класс, семинар. Каждый раз, когда начинаешь ставить, у тебя должна созреть потребность. Это серьезно.
Что меня лично всегда пугало в репертуарном театре – необходимость ставить как минимум две-три постановки в год. А если не назрела эта потребность, если ты не готов, если тебе нечего сказать? Правда, есть такие художественные руководители, которые тебя побуждают к постановке. Есть сейчас и замечательные менеджеры, которые инициируют идеи. Мне приходилось с этим сталкиваться.

Кирилл Серебренников. Любые названия.

Михаил Угаров. Проект дает право на эксперимент, риск, поиск. Ставить новую, никем не апробированную драматургию – братьев Дурненковых, Юрия Клавдиева, Наталью Ворожбит.

3.Удалось ли вам посмотреть другие спектакли проекта «Открытая сцена»? Какие? Каковы ваши впечатления?

Константин Богомолов. Не в моих правилах комментировать работу коллег. Могу только сказать, что, судя по спектаклям, считаю работу проекта достаточно продуктивной.

Елена Гремина и Михаил Угаров. Видели и оцениваем на пять баллов «И.О.» в постановке Кирилла Серебренникова, «Вий» Нины Чусовой, «Свадебное путешествие» И. Рудзите и Э. Боякова, «Красную нитку» В. Панкова, «Вишневый сад» Э.Някрошюса. Спектакли программы «Документальный театр» (руководитель Е. Гремина) Центра драматургии, Фестиваля молодой драматургии в Любимовке, Фестиваля молодой драматургии.

Виктор Рыжаков. Есть очень хорошие спектакли: «Красная нитка», «Царь Эдип». Без гранта такие постановки не сделаешь. Смысл в этом проекте есть колоссальный. Меня привлекли такие названия, как «Потрясенная Татьяна» Лаши Бугадзе, «Борьба молдаван за картонную коробку» Александра Родионова.

Дмитрий Петрунь. «Вишневый сад», «Что тот солдат, что этот». Впечатление от спектаклей хорошее.

Кирилл Серебренников. Ничего не видел.

4. В каком направлении театра вы предпочитаете реализовывать свои идеи – в классике или авангарде?

Константин Богомолов. Я делаю свое дело. Пытаюсь говорить о том, что мне интересно. И не задумываюсь, авангардный это театр или классический.

Елена Гремина. У нас в «Театре. doc» свое направление - документальный театр, много новых идей, тем, сюжетов. Приходят новые люди со своими идеями.

Инга Оболдина, Гарольд Стрелков. Идеи свои предпочитаем реализовывать через хорошие тексты и в классическом направлении, и в авангардном. Не дай бог упереться в одно.

Дмитрий Петрунь. Направление зависит от моего настроения и конъюнктуры.

Кирилл Серебренников. Вы шутите?

Виктор Рыжаков. Однозначного ответа нельзя дать. У меня каждый раз возникает безмерное желание поставить классическое название. Но, чтобы получился спектакль, необходима продуктивная, ответственная идея, а также требуется большой состав актеров. Последнее трудно реализовать. Конечно, меня также интересуют современные тексты, дефицит которых, как мне кажется, существовал во все времена. В эпоху Шекспира не ставили ведь только Софокла и Еврипида. Вечная пиранделловская история персонажей в поисках автора. Они – вокруг нас, но это нужно уметь увидеть. Сегодняшняя жизнь интересней, чем вчерашняя. По поводу вчерашней – можно только сожалеть, а по поводу сегодняшней – строить иллюзии и задавать вопрос, что же самое главное. Я бы хотел поставить спектакль о Великой Отечественной войне, но все тексты, которые читаю, - вчерашний день. Если бы сегодня молодой автор написал такой текст… Сам могу подсказать, но, не обладая литературным даром, не могу создать текст. «Берег» Юрия Бондарева можно было бы сегодня поставить.

Михаил Угаров. Мне интересна, прежде всего, работа с современным материалом.







ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА

Дмитрий Петрунь
Год рождения - 1975
Окончил Школу-студию МХАТ, актерский факультет, руководитель курса О. П. Табаков – 1998.
Актер Театра-студии п\р Олега Табакова – с 1998 года.
Постановки:
В. Жеребцов, «Солдатики». Театр-студия п\р Олега Табакова, 2003
«Роман с кокаином» по роману М. Агеева в Театре им. Гоголя, 2004
А. Вампилов. «Чулимск. Прошлым летом». Театр им. Евг. Вахтангова, малая сцена, 2005

Константин Богомолов
Год рождения – 1975
Закончил МГУ им. Ломоносова, филологический факультет – 1997; РАТИ (ГИТИС), режиссерский факультет, мастерская А. А. Гончарова – 2003.
Постановки:
«Лекция о пользе убийств» – на 4 курсе, со студентами.
Б. Брехт. «Что тот солдат, что этот », Театр им. Гоголя, 2003
Э. Ионеско. «Бескорыстный убийца». РАМТ, 2004

Виктор Рыжаков
Год рождения – 1960.
Окончил Щукинское училище, руководитель Е. Р. Симонов – 1987; аспирантуру ГИТИСа, научный руководитель Владимир Андреев – 1987-89.
Режиссер-педагог МТЮЗа – с 1991 года, доцент кафедры «Мастерство актера» Школы-студии МХАТ – с 2001.
Художественный руководитель Камчатского театра драмы и комедии – 1995 – 2001.
Постановки:
Д.Глас. «Караул номер восемь». Камчатский театр драмы и комедии, 2000.
И. Вырыпаев. «Кислород». «Театр.doc.», 2002.
Б.Лаврентьев. «Сорок первый». Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина, 2003.Фестиваль современной пьесы, 2004.
Э. Мазия. «Игры на заднем дворе». Тюменский театр драмы и комедии, 2004.

Кирилл Серебренников
Год рождения – 1969.
Окончил Ростовский государственный университет – 1992.
Кино – и телережиссер.
Ставил в ростовских театрах.
Постановки в Москве:
В. Сигарев. «Пластилин». Центр драматургии и режиссуры, 2001.
М. Равенхилл. «Откровенные полароидные снимки». Театр им. А.С. Пушкина, 2002.
Братья Пресняковы. «Терроризм». МХАТ им. Чехова, 2002.
Т. Уильямс. «Сладкоголосая птица юности». Театр «Современник», 2002.
М. Лермонтов. «Демон». «Товарищество 814», 2003.
С. Ларсон. «И.О.». Центр драматургии и режиссуры, 2003.
М.Горький. «Мещане». МХАТ им. Чехова, 2004
Братья Пресняковы. «Изображая жертву». МХТ им. Чехова. 2004.
А.Н. Островский. «Лес». МХТ им. А.П. Чехова. 2004
М.Е. Сальыков-Щедрин. «Господа Головлевы». МХТ им. А.П. Чехова, малая сцена, 2005

Елена Гремина и Михаил Угаров
Драматурги, руководители Фестиваля молодой драматургии, проектов «Театр.doc», «Новая пьеса», многих других, связанных с современной драматургией и режиссурой. Их пьесы опубликованы в театральных изданиях, поставлены в театрах России и за рубежом.
Михаил Угаров с 2002 г. выступает как театральный режиссер.
Год рождения – 1956
Постановки:
М. Угаров. «Облом off» («Смерть Ильи Ильича»), Центр драматургии и режиссуры. 2003.
К. Черчилл. «Количество». МХТ им. Чехова, 2004.
Л. Бугадзе. « Потрясенная Татьяна». Фестиваль современной пьесы, 2004.
Руководитель постановки «Война молдаван за картонную коробку». «Театр.doc.», 2004.

Гарольд Стрелков
Год рождения – 1968
Окончил Челябинское художественное училище, специальность «Художник, оформитель-декоратор», 1982 – 1985;
Челябинский институт культуры, специальность – «театральная режиссура». 1985 – 1989г.г.; РАТИ (ГИТИС), мастерская Петра Фоменко, 1998.
С 1999 года с группой своих артистов приглашен в Московский драматический театр «АпАРТе».
Постановки:
Е. Гремина. «Сахалинская жена». Театр «АпАРТе», 1996.
Е. Гремина. «Сон на конец свету». Театр им. Ермоловой, 1997.
Е .Гремина «На конец свету сон» (вторая версия той же пьесы). Театр им. Ермоловой.
«Жанна Д’Арк. Детство» (по киноповести Г.Панфилова и роману М.Твена). ЦДА им.Яблочкиной, 1997.
«Быть или не быть» (по пьесе Шекспира «Гамлет»). Продюсерский центр телекомпании «АГА», 1998.
«Мадам, еще…» (по песням А. Вертинского), театр «Сатирикон», 1999.
«Жанна Д’Арк. При дворе и на войне» (по киноповести Г. Панфилова и роману М.Твена), театр «АпАРТе», 2000.
У. Шекспир. «Ричард III». Сургутский музыкально-драматический театр, 2001.
А. Поярков и Р. Хрущ. «Начиталась, или Дама с собачкой и прочей живностью». Театр «АпАРТе», 2002.
Ф. Достоевский. «Униженные и оскобленные». Сургутский музыкально-драматичсекий театр, 2002.
«Фантазии Ивана Петровича» (по мотивам произведений А. С. Пушкина). Театр «АпАРТе», 2003.
Е. Гремина. «Мата Хари». Театр «АпАРТе», 2004.
Ю. Дунский и В. Фрид. «Гори, гори, моя звезда». Сургутский музыкально-драматичсекий театр, 2004.


Инга Оболдина
Закончила РАТИ (ГИТИС), мастерская Петра Фоменко – 1997.
Играет в театре, в постановках Г. Стрелкова, снималась в кино.

«ДА» (Дом Актера), №8 (91) 2004