Специальная программа

Творческие проекты

Специальная программа

(22/09-29/09, в театре «Практика»)

— ДИСКУССИИ
— 365 ДНЕЙ/365 ПЬЕС (Сьюзан-Лори Паркс, США)
— ТВОЙ БЛОГ СТАНЕТ ПЬЕСОЙ (совместный проект фестиваля «Новая драма» и портала livejournal)

— СОВРЕМЕННАЯ КАНАДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

— СОВРЕМЕННАЯ ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

— КИНОТЕАТР.DOC

ДИСКУССИИ

Каждое утро с 11.30 до 13.00 в репетиционном зале театра «Практика» будут проходить дискуссии, героями которых станут эксперты в области современной драматургии и современного искусства: Николай Коляда, Саша Дагдейл, Михаил Угаров, Эдуард Бояков и Елена Фанайлова.

22 сентября – Эдуард Бояков, Елена Фанайлова

23 сентября – Николай Коляда

24 сентября – Михаил Угаров

25 сентября – Саша Дагдейл

26 сентября – «НОВАЯ ДРАМА И КИНО – НЕСТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ?» (Ведет Константин Шавловский)

27 сентября – Эдуард Бояков

22 сентября 16.30
365 ДНЕЙ / 365 ПЬЕС (Сьюзан-Лори Паркс, США)
Американский драматург Сьюзан-Лори Паркс в течение года писала пьесы. Каждый день новую – итого получилось 365 небольших текстов. На данный момент в постановках этих пьес участвуют более 700 театров и театральных компаний в разных странах. В России впервые над короткими скетчами драматурга будет работать режиссер Александр Вартанов.
Пожалуй, именно изощренная техника позволила Паркс осуществить дикий проект: написать за 365 дней 365 пьес. В них она, как акын, что видит, то и пишет – изобретательно, остро и всегда смешно. В сущности, это – авторский дневник, замаскированный под драму. Но это лишь начало. Радио Свобода
Ее 365 пьес уже репетируют в семистах театрах – в прославленном Публичном театре Нью-Йорка и в знаменитом чикагском «Степном волке», в доме престарелых Атланты и в средней школе Монтаны. Спектакли ставятся в пожарном депо, бассейне, библиотеке, спортивном зале. Они могут идти в оригинале или переводе, в Америке и за границей, в исполнении профессионалов и любителей. Паркс мечтает вернуть свое искусство толпе, втянув в игру всех, кому она интересна. Сьюзан Паркс принадлежит к новой плеяде афро-американских художников, которые не воюют с расовыми стереотипами, а играют с ними. В своих трагикомических пьесах Паркс часто использует архетипы, перcoнажи-клише. Скажем, в ее ранней драме «Последний чернокожий в целом мире» на сцену являются герои черной мифологии – от «человека с арбузом» (южная расистская карикатура) до библейского Хама, которого рабовладельцы считали прародителем всех африканцев. Этот прием «эпического театра» живо напоминает драму Брехта и Дюрренматта. (Паркс не зря училась в немецкой школе и изучала германскую литературу в массачусетском университете). Разница – в языке. Свои пьесы Паркс не пишет, а проговаривает. Обращаясь к просторечию, к языку гетто, она, как, кстати сказать, и новая русская драма, вносит в театр говор улицы (verbatim). Но в то же время ее сценическая речь – тщательно оркестрованная ритмическая разноголосица. Кажется, что ноты ей нужнее букв. Александр Генис, Радио Культура

23 сентября 15.00

ТВОЙ БЛОГ СТАНЕТ ПЬЕСОЙ (совместный проект фестиваля «Новая драма» и портала LiveJournal)

В эпоху глобализации прагматичное видение реальности вынуждает человека выносить на публику самые сокровенные мечты и поступки, находить единомышленников по интересам и предпочтениям, создавать несуществующие образы и прикрываться ролевыми масками, продолжая при этом оставаться существом социальным. За шесть лет существования Livejournal в России сетевыми дневниками обзавелись более 250 тысяч человек и их количество с каждым днем растет. Блог сегодня – это не просто средство коммуникации. Живой Журнал трансформировался в сетевую субкультуру, заняв особую нишу в журналистике, документалистике, масс-медиа и литературе.
Каждый человек – уникален. Каждый человек, который ведет онлайн-дневник – предоставляет нам возможность увидеть свою уникальность здесь и сейчас.
Фестиваль «Новая драма» объявил конкурс среди блогеров. Мы искали самый «новодрамовский» дневник – самый живой, правдивый, актуальный. Дневник, в котором есть все для того, чтобы стать пьесой: хороший язык, сюжет, герой, конфликт, собственная позиция, независимое мнение, способность откликаться на окружающую действительность и не бояться ее.
Лучший дневник определит жюри, которое состоит из самых авторитетных блогеров Рунета и не только. Отрывки из журнала-победителя будут поставлены в жанре читки на лаборатории Ясная Поляна в рамках фестиваля.

В шорт-лист конкурса вошли 13 дневников, среди них блоги:
1) http://doctor-liza.livejournal.com/ — врач киевского хосписа
2) http://steam777.livejournal.com/ — системный администратор
3) http://community.livejournal.com/ru_pickup/ — сообщество пикаперов
4) http://community.livejournal.com/gopota_ru — сообщество гопников
5) http://se-tr.livejournal.com/ (http://ru-setr.livejournal.com/) – милиционер
6) http://telnikova.livejournal.com/ — трансвестит
7) http://nb-shulz.livejournal.com/ — нацбол
8) http://lj.rossia.org/users/torquemada/ — хакер
9) http://sparky73.livejournal.com/ — миротворец из Афганистана
10) http://dirinfo.livejournal.com/ — директор школы
11) http://abuzyarov.livejournal.com/?skip=20 – бывшый участник реалити-шоу «Дом-2»
12) http://community.livejournal.com/detskie_legendy/ — сообщество детских легенд
13) http://users.livejournal.com/0leg_/?skip=20 – солдат срочной службы

26 сентября 11.30

ДИСКУССИЯ: «НОВАЯ ДРАМА И КИНО – НЕСТРОГОЕ СООТВЕТСТВИЕ?»
Ведет: Константин Шавловский

Времена великого и огромного закончились, как закончился XX век, на смену им пришел, простите, мировой глобализм. Первая половина «нулевых» в России – это постимперский синдром, высокие цены на нефть, зачистка информационного поля, закрытие Музея кино. Жизнь остановилась, теперь ее можно наблюдать. Можно взять в руки видеокамеру (цифровой фотоаппарат, мобильный телефон) и вырезать прямоугольником кадра жизнь вокруг. «Если не можешь изменить жизнь – опиши ее». Каждый снимает то, что ему важно и дорого. Фильмы любителей в одном ряду с фильмами профессионалов, игровые короткометражки вместе с документальными. Константин Шавловский, Сеанс

«Миграция» театральных режиссеров и драматургов в кино приобретает черты эпидемии. Ваня Вырыпаев, Кирилл Серебренников, братья Пресняковы, Юра Клавдиев – и это далеко не полный список театральных людей, которые определяют сегодня лицо нашего кинематографа. Дело в том, что, во-первых, образовательная система в кино сейчас почти ничего не дает. Я имею в виду и ВГИК, и Высшие режиссерские и сценарные курсы. А в театре больше свободы, импровизации, и, главное, театральная постановка на много порядков менее затратна, чем любое, даже самое низкобюджетное кино. И это дает поле для эксперимента, ведь только практика рождает опыт. Театр.DOC и «Новая драма» создали целое движение. Люди близкие по духу, по своим стремлениям, да просто ровесники «росли» вместе. И так получилось, что и «выстрелили» они вместе. Теперь уже не командой, а как отдельные единицы. Михаил Синев Русскому курьеру

Русское кино отстает лет на шесть примерно от русского театра. Колоссальный пример – это фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Не важно, как мы с вами к нему относимся. Важна реакция зала. Она была такой, какой еще в 2000 году была реакция на спектакль Серебренникова «Пластилин»… Массы – какой бы Кирилл ни был популярный – не ходят в театр. Ни в МХТ, ни в Театр.doc. Так что, можно сказать, с «Изображая жертву» история «новой драмы» началась в кино. И зал заводился от одного того факта, что там матом изощренно ругаются. А мне, наоборот, не хватало какой-то новизны, сообщения какого-то. Иван Вырыпаев Известиям

26 сентября 15.00

СОВРЕМЕННАЯ КАНАДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
CONTEMPORARY CANADIAN DRAMA
Куратор проекта – Надежда Гайдаш
Curator – Nadezhda Gaidash

15.00 -17.00 – пять канадских пьес, читка фрагментов:

«Ожерелье Елены» Кароль Фрешетт
Le collier d’Hélène by Carole Frechette
Перевод Натальи Просунцовой
Очень необычная пьеса о столкновении Востока и Запада. Елена потеряла ожерелье и теперь пытается найти его на душных улицах арабского города. В своих поисках она встречает разных людей, все они что-то потеряли, все они что-то ищут. Она встречает мать мальчика, убитого во время военных действий. Ребенок играл в мяч, и теперь этот красный мячик то и дело видится ей в разных концах города, точно призрак. Героиню мучает ощущение, что все утраченное где-то рядом, достаточно протянуть руку.

«Поцелуи скальных псов» Даниэль Дани
Le langue-a-langue des chiens de roche by Daniel Danis
Перевод Риммы Генкиной
Даниэль Дани известен своим образным, поэтичным языком. Его пьеса поделена не на сцены, а на волны. Действие разворачивается на острове, где кроме людей живут собаки – целые стаи которых наводняют остров, молчаливо наблюдая за его обитателями. Этот остров – отдельный мир, существующий по своим законам, где миф неотделим от реальности, жизнь собак от жизни людей. Это пьеса о любви и невозможности любви, о доступности и недостижимости счастья.

«Джоселин не в духе» Оливье Шуаньер
Jocelyne est en dépression by Olivier Choinière
Перевод Марии Кублановой
Оливье Шуаньер один из самых молодых канадских драматургов, а «Джоселин…» – единственная комедия из представленных пьес. Форму античной комедии автор переносит на абсурдный мир телеэкрана. Главные действующие лица – хор современников, обычные телезрители, которым уже осточертел постоянный снег. Телеведущая Алин то и дело обвиняет зиму во всех бедах и катастрофах. Хор современников ждет, когда же появится Джоселин, «великая волшебница арктических просторов», и расскажет им прогноз погоды. Но вместо Джоселин появляется Эвелин с двумя стеклянными «снежными шарами». Они настолько красивы, что заставляют толпу выйти на улицу и убедиться – зима это не так плохо. Ведь все дело не в погоде, а в наших головах.

«Прощальное сияние» Джон Майтон
Half Life by John Mighton
Перевод Павла Руднева
Автор пьесы, Джон Майтон, математик по образованию, известен тем, что писал тексты для гения канадской режиссуры Робера Лепажа. Пьеса «Прощальное сияние» – о стариках, доживающих свой век в приюте, об ученых, изобретающих искусственный разум. Это чувственная, трогательная, но лишенная сентиментальности история о свойствах человеческой памяти и феномене старения, угасания. О пространствах смысла между «помнить» и «забывать». Эта философская притча ставит вопрос о том, до какой степени один человек в ответе за ближнего своего.

«Самые обычные девочки» Джоан МакЛеод
The Shape of a Girl by Joan MacLeod
Перевод Марии Кублановой
Что это такое – девочка пятнадцати лет? Каким она может быть чудовищем, когда вроде бы все в порядке? Заводила предлагает поиграть в «День наказаний». Это значит, что одного человека весь день будут гнобить и шпынять. Когда-то нового «отверженного» назначали каждый день, теперь все тумаки и ссадины всегда достаются Софи. Может ли игра зайти слишком далеко? Как могут под масками обычных девочек прятаться чудовища? Пьеса о детстве, о том, как игра в жестокость постепенно превращается в реальность.

17.30 — 18.30 – читка пьесы:

«Cul-de-saс» тупике) Дэниэл МакАйвор
Cul-de-sac by Daniel MacIvor
Перевод Надежды Гайдаш
Пьесу представит актер Алексей Девотченко.
Леонарда – главного героя пьесы и всех прочих действующих лиц играет один человек. В ходе пьесы мы узнаем, что главный герой убит, и через свидетельские показания соседей выясняются сложные взаимоотношения жителей одного маленького тупика. Пьеса Даниэла МакАйвора – о том, что творится за соседней дверью, у тех, казалось бы, неинтересных людей, с которыми вы знакомы тысячу лет. Об одиночестве, когда вокруг полно людей. Не случайно Леонард мечтает переименовать свою тупиковую улицу в красивое «сul-de-saс». Но, как говорит двенадцатилетняя соседка, «сul-de-saс» в переводе с французского обозначает всего лишь «дно мешка».

Пьесы для читок выбраны при содействии Centre des auteurs dramatiques (CEAD) и Playwrights Guild of Canada. При поддержке Canada Council for the Arts.

The plays were selected with the help of des auteurs dramatiques (CEAD) and Playwrights Guild of Canada. The project is supported by Canada Council for the Arts

26 сентября 15.00

КИНОТЕАТР.DOC

Фестиваль КИНОТЕАТР.DOC объединяет молодое поколение российских кинорежиссеров и представляет кино, которое правдиво отражает современную жизнь, открывает новых героев и новые темы. «Новый натурализм», как иногда называют выбранное нами направление критики, по нашему мнению, должен вернуть зрению объективность, а впечатлениям – искренность.

Фестиваль действительного кино «КИНОТЕАТР.DOC» один из крупнейших в России и единственный в Москве фестиваль независимого документального и игрового кино. Он проводится ежегодно в феврале.

В пору, когда весь мир становится супермаркетом, мы хотим отстоять идею сельской лавки, где также возможно сочетание молотка, мочалки и молока, но где ассортимент определяется потребностями покупателей, а не навязывается им тотальным манипулированием.

ГЕРБАРИЙ
75′ | 2007 | Краснодар | КИНОТЕАТР.DOC | док
Продюсер: Михаил Синёв
Режиссер: Наталия Мещанинова
Операторы: Наталия Мещанинова, Михаил Старовойтов
Конкурс красоты в доме престарелых? «Жуть! – скажете вы, – они же там еле дышат!» А вот и нет! Кто сказал, что женственность, красота и азартный блеск в глазах умирают раньше их обладательниц? Все думают: их единственное утешение – это полки с лекарствами. Но оказывается, на этих полках среди таблеток прячется неизменное во все века женское оружие. И старухи, с успехом этим оружием пользуются.

МАЛЬЧИКИ
36′ | 2006 | Москва | КИНОТЕАТР.DOC | док 
Продюсер: Михаил Синёв
Режиссер, оператор, сценарий: Валерия Гай Германика
Одиссея двух братьев 9 и 10 лет: подъезды в Строгино, квартира матери, детский интернат, цыганский табор и невеселое возвращение домой. Драматические приключения, как и всякое роуд-муви, многое расскажет своим героям о свойствах мира, в первый раз столкнет их с одиночеством и предательством.
«Мальчики» принужденно рифмуются с предыдущим фильмом Валерии Гай Германики «Девочки». Но если в первом фильме мир взрослых пассивен и существует почти вне главных героев, то в «Мальчиках» он холоден, как зима в кадрах за окнами.

МОСКВА
35′ | 2007 | Москва | Сальвадор Д, LemonFilms, КИНОТЕАТР.DOC | игр 
Продюсер: Юлия Мишкинене, Бакур Бакурадзе
Режиссер, сценарий: Бакур Бакурадзе, Дмитрий Мамулия
Оператор: Николай Вавилов
Несколько дней из жизни киргизской семьи. Нурик работает на стройке разнорабочим. Его старший брат Мансур – без работы. Мухаббат пытается помочь сыновьям решить их проблемы. Место действия – Москва.

27 сентября 15.00

СОВРЕМЕННАЯ ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

– читки пьес современных латышских драматургов (режиссер читок – Юлия Ауг)

«Ирга» Элза Киплока
Пьеса про, может, самый главный выбор в жизни любой девушки – кто станет её первым мужчиной. У Ирги (кличка девушки в интернете, где она заводит знакомства) в данном случае выбор между молодым студентом и мужчиной средних лет. То, что родители, да и молодежные тусовки уже не дают девушке никакого эмоционального удовлетворения для нее ясней, чем дважды два. Отец лишь символ бездарного насилия с животом обтянутом фланелевой рубашкой; мать видит не Иргу саму, а только есть или нету должной прибранности у неё в комнате… Всё – девушка решилась…

«Святая война» Дзинтарс Бриедис
Будет и пояс с взрывчаткой, и религиозный конфликт. И может быть взрыв и потусторонняя жизнь, где вроде наступает воздаяние за религиозные подвиги. Но на том и расхожие места кончаются. Как явная, так и скрытная фарсовость многих действий персонажей, как ни парадоксально, заставляет вовсе без смеха задуматься, во что мы верим и во имя чего творим.
Парень, обожествил девушку. Когда та ему изменила с лучшим другом, он настолько озлобился, что готов взорвать захудалую железнодорожную станцию со всеми верующими, случайно оказавшимся там. А те, может, и заслуживают такой участи, так как вместо любви творят непримиримый конфликт. Сатанистка набросилась на православного и девушку адвентиста, а те оба, вместо того чтобы любить друг друга, непримиримо стоят друг супротив друга в споре – божественна Богоматерь иль нет! Но и это еще не все, своего добивается и блаженная, да и переселение душ не будет обойдено.

«Покурить травку» Эгилс Шноре
Пьеса про вечное – любовь. Да и любовь между людьми разных поколений вечна. Неожиданность и особое обаяние пьесе придает то, что эпоха перемен социальные роли молодой студентки и пожилого преподавателя поменяла местами. То, чем профессор когда-то мог пленять студенток – материальной обеспеченностью, стабильностью положения, знаниями, которые имеют высокий общественный престиж – всё это не работает. Студентка гораздо более чувствует себя хозяйкой жизни, чем её преподаватель. Так на каких ценностях всё же могут быть выстроены значимые для обоих отношения?.. Пьеса о том.

«Честная девочка» Герман Паукш
Провокационный фарс. Чтобы отвязаться от своей несмышленой сестрички-студентки, которая у своего обеспеченного брата очередной раз денежку клянчит, брат предлагает ей подзаработать, доставляя ему в кровать честных девушек, подруг своих. Работы у Роберта много, на длинные ухаживания времени нету, а организм требует. За услугу брат обещает платить и сестре, и девушкам. И вот Инга разворачивает настолько эффективный маркетинг, что может не только деньги, предназначенные для девушек, оставлять себе, подруги ей еще доплачивают за возможность переспать с её братом. Дело набирает такие обороты, что Роберт сам уже не рад, а Инга попутно находит парня, с которым не прочь бы завести серьезные отношения, так ведь законы бизнеса неумолимы – погибай или расширяй своё дело, а тут ещё и родители вмешались…

«Артис молчит, Алиса молчит» Анселс Каугерс
Вроде очень простой рассказ, про любовь двух молодых людей. Познакомились оба в кабаке, где большая толпа молодежи болеет за хоккей. У девушки жизненный кризис – она ушла из дома, так как родители не могут примириться с тем, что она дружит с лесбиянкой, а перебраться жить к своей подруге она еще морально не готова. Да и парень не в простой ситуации – бросил хорошую работу, которою ему навязал отец и уехал из родного села. Денег нет ни и у девушки, ни у парня, но он всё же находит, что новой знакомой предложить – испытаем себя, пройдя пару сотен километров вдоль моря до друга, который живет вольной коммуной. И надо идти сразу, хоть на улице холод – ранняя весна. Пьеса вся в том, как в течение совместного долгого пути меняется отношения обоих, а может быть и… сексуальная ориентация.

«Метал» Ева Мелгалве
Двое молодых людей два года назад начали совместную жизнь. Но он уже тут как тут – первый серьёзный кризис: девушка хочет ребенка и еще большую стабильность, парень сам не знает, чего желает, но то, что нынче он имеет, его не удовлетворяет точно! А ведь всё так мило шло – и квартира есть, и любимая учеба у парня, да работа у девушки, есть и семейный друг – бывший поклонник девушки, который нынче привел показать обеим свою новую пассию. И как уже можно догадаться – тут и наступает оный – неумолимый четырехугольник… Станет возможным у всех таких милых молодых людей прорыв ввысь, или опять только очередной виток этой постылой жизни?..

«Восход Заката» Дан Гри (Дайнис Гринвалд)
С любовью и добродушной улыбкой оглянемся на бурные 90-тые. У учебных заведений нет денег, но есть чёткое видение грядущего – надо воспитывать будущих бизнесменов. В одной школе ученической фирмой сперва налажено производство гробов, за тем следуют и похоронные услуги для животных и людей, тут и не далеко до производства покойников. Вся школа – от первого до последнего класса вовлекается в орбиту похоронных дел; уже не учителя, а ученики – руководители фирмы решают, кому быть при делах и может и при самой жизни, а кому нет. Но, увы – не может всё долго быть таким безоблачным – как у всякой начинающей фирмы Закату не легко сбалансировать расходы с доходами. Может, поможет земляк издалека – патриот, который из-за океана вернулся помочь родине обретшей свободу?