«Монгол. Две реальности» фотографии Александра Забрина, с 1 сентября по 23 сентября

Творческие проекты

«Монгол. Две реальности» фотографии Александра Забрина, с 1 сентября по 23 сентября

Московский музей современного искусства
КИНОКОМПАНИЯ СТВ 
при содействии компании КОДАК
представляют:

МОНГОЛ. Две реальности.

фотографии Александра Забрина
со съемок фильма Сергея Бодрова-старшего

Открытие выставки состоится 5 сентября в 18.00
По адресу: Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25
Выставка открыта с 1 сентября по 23 сентября 2007 г.

Москва, 22 августа 2007 г. — «Монгол. Две реальности» – название серии фотографий Александра Забрина, созданной на съемочной площадке фильма Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Фильм снимался более двух лет; над его производством работали специалисты из России, Казахстана, Германии, США, Японии и Китая. В основу сценария картины легли исторические исследования Льва Гумилева.

На выставке в Московском музее современного искусства представлено более 110 цветных фотографий А. Забрина. Экспозиция включает в себя два принципиальных раздела: в первый из них вошли снимки, фиксирующие отдельные сцены фильма, во втором демонстрируются рабочие моменты киносъемок.

Первый раздел экспозиции погружает зрителя в реальность исторической среды XII столетия, великолепно воссозданной на съемочной площадке главным художником картины Даши Намдаковым. Фотографии Забрина вызывают в памяти произведения знаменитого русского баталиста Василия Верещагина, с ними их роднит документальная объективность и тщательность фиксации образа, интенсивность цветовых соотношений, их психологическая напряженность, общая суровая и вневременная патетика в трактовке исторического события.

Забрина не всегда интересуют сюжетные перипетии фильма: он не забывает снять кадры с массовкой, концентрирует свое внимание на передаче необычных световых эффектов. Не скованный общим смысловым контекстом фильма, фотограф выбирает множество индивидуальных, не попадающих в объектив кинокамеры ракурсов. На этих снимках Забрина нет и намека на современную бытовую обстановку на съемочной площадке – зритель не обнаружит в них никаких следов «кинокухни». Все это, по словам фотографа Георгия Колосова, «заставляет думать: не прокатился ли их автор втихую на машине времени?».

Во втором разделе экспозиции представлены фотографии, на которых запечатлен развернувшийся на съемочной площадке рабочий процесс — другими словами, то, что происходило «за кадром». В отличие от предыдущего раздела, здесь провозглашается диаметрально противоположная задача: развеять иллюзионистическую убедительность кинематографической реальности и показать съемочную группу в действии – порой, в совершенно неожиданном свете.

Александр Забрин . 1948) – известный московский фотограф, участник многих отечественных и международных выставок, в том числе персональных. С 1980 по 2000 гг. руководил фотолабораторией художественного факультета Московского полиграфического института. Многие годы А. Забрин был известен преимущественно как документалист советской и постсоветской джаз-сцены. Его фотографиями был проиллюстрирована знаменитая книга «Советский джаз» (1987). В то же время, А. Забрин не ограничивает себя рамками джазовой фотографии, а работает во многих жанрах, обращаясь к самым различным темам. Одним из его последних на настоящий момент крупных проектов стала выставка «Прогулка по московским колумбариям» в Московском музее современного искусства.

Важной составляющей творческого пути А. Забрина можно считать его опыт работы в качестве театрального фотографа. Так, его понимание мизансцены, общих планов, основных принципов работы актеров послужили хорошим подспорьем на съемках фильма «Монгол». Разумеется, специфика работы на съемочной площадке внесла в творческий метод А. Забрина определенные коррективы. Главная особенность ситуации состояла в полной независимости события от фотографа – он не мог самостоятельно строить композицию кинокадра и диктовать на площадке сценографические решения, не мог контролировать поведение актеров и определять характер декораций. Все, что было в его власти, — возможность распознать в стремительном потоке происходящего художественный образ, «схватить» его и запечатлеть через объектив фотокамеры. Следует сказать, что именно с этой задачей А. Забрин блестяще справился, причем осуществил он это с тем характерным перфекционизмом, который присущ лишь подлинным фотохудожникам.

Выставка осуществлена благодаря компании «Кодак», всегда готовой поддержать интересные проекты в области фото- и киноискусства, и фотолаборатории «СВЕГ».