Московский музей современного искусства приглашает с 17 октября – 2 декабря на персональную выставку Георгия Пузенкова

Творческие проекты

Московский музей современного искусства приглашает с 17 октября – 2 декабря на персональную выставку Георгия Пузенкова

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская Академия художеств
Московский музей современного искусства
pARTner project Gallery
при поддержке
Sybarite Group

представляют персональную выставку

Георгий Пузенков
WHO IS AFRAID

Московский музей современного искусства
Ермолаевский переулок, 17
17 октября – 2 декабря, 2007

Кураторы выставки: Евгения Кикодзе, Олеся Туркина

Проект WHO IS AFRAID ( «Кто боится») в Московском музее современного искусства – это масштабная выставка произведений Георгия Пузенкова, созданных в Германии, где живет и работает художник.
Пузенков принадлежит тому поколению российских художников, которых называли «детьми перестройки» — поколению акт-коммуны Фурманного переулка, с которым в истории отечественного искусства связывают расцвет живописи в конце 1980-х годов во всем многообразии актуальных тогда тенденций, от неоэкспрессионизма до нью-вейва.
Переехав в начале 1990-х годов в Германию, Георгий Пузенков продолжал активные исследования проблем изобразительного языка современной культуры, пройдя за последние пятнадцать лет огромный путь, отделяющий его нынешние поиски от ранних работ «советского» времени. Творческий багаж этого периода составляют несколько цельных и вместе с тем очень обширных проектов, каждый из которых в отдельности принес автору международную известность и пристальное внимание художественной общественности.
Выставка «Кто боится» демонстрирует новый этап в творчестве Пузенкова, который можно назвать «цифровой абстракцией». В этом проекте художник остается верен своей теме жизненного пространства современного человека, пронизанного и управляемого цифровыми технологиями. Вопрос художника, звучащий в названии выставки, обращен ко всем современникам – как призыв задуматься о будущем человека и вообще всего понятия «человеческого» в нынешнем техногенном мире.
На выставке собрано более 300 произведений Георгия Пузенкова, созданных за последние 20 лет. Они включают в себя серии Digital Expressionism, Digital Action Painting, Who is Afraid и знаменитые «стертые картины», серию металлических скульптурных объектов, а также перформанс и видео, созданные специально для выставки в Москве. Драматургия развития экспозиции захватывает все пространство музея – начиная с вестибюля, она ведет через лестничные пролеты, связывающие все этажи сквозной линией «материализовавшихся» в металле росчерков электронной кисти, достигающих трех метров высоты. Практически все работы показываются в столице впервые.
Фильм «Ten erasers» / «Десять стирателей» (реж. Илья Пузенков), который можно будет увидеть на выставке, представляет собой экранизацию одноименного перформанса, состоявшегося в Кельне в сентябре 2007 года. Саундтрек к фильму – результат совместной работы с творческой лабораторией Goatika (руководитель лаборатории Павел Михайлюк, музыканты — Артем Якушенко, Сергей Калачев (Grebstel), Аркадий Марто, звукорежиссер — Владимир Лутошкин).
На выставке будет распространяться специальный выпуск газеты pARTner project Press, посвященный творчеству Георгия Пузенкова. Также в течение выставки пройдет презентация объемного каталога WHO IS AFRAID на двух языках (русском и английском), изданном по случаю этого события, со статьями ведущих российских и западных теоретиков: А. Боровского, Э. Булатова, Е. Кикодзе, О. Козловой, В. Мизиано, М. Райскина, О. Туркиной, У. Хаймана, А. Шатских, М. Шепса.
О ряде мероприятий, таких, как регулярные экскурсии по выставке по спец-программе кураторов, мастер-класс Георгия Пузенкова, круглый стол с участием автора и крупных западных кураторов и музейных специалистов будет сообщено в течение выставки.
Дополнительная информация: www.partnergallery.ru; www.mmoma.ru; www.sybaritegroup.ru.

«Four Erasers»
Перформанс Георгия Пузенкова
16 октября 2007 г. 19:00
Московский Музей Современного Искусства

Участники: Тарас, Николай, Мария, Полина
Музыка: Творческая лаборатория «Гоатика» (худ. руководитель – П. Михайлюк, музыканты – С. Калачев, А. Марто, А. Якушенко, звукорежиссер – В. Лутошкин)

Перформанс «Four Erasers»/ «Четверо стирателей» является одной из важнейших составляющих проекта Георгия Пузенкова, показываемого в Московском музее современного искусства. Сам художник определяет свое произведение как «сценическую форму интерпретации живописи».
В общественном сознании перформанс давно уже стал неотъемлемой частью художественного творчества. Однако «Four Erasers» — нечто большее, чем простая демонстрация процесса создания живописи. Вовлекая нагих молодых людей в процесс создания своей картины, художник откровенно противопоставляет свой жест знаменитому перформансу Ива Клейна, результатом которого были «антропометрии» — картины, написанные с помощью обнаженных женских тел.
Зритель попадает в выставочный зал и видит на стене, казалось бы, абсолютно законченную большую картину, созданную в стилистике абстрактного экспрессионизма. Однако, полотно представляет собой камуфляж или покров, скрывающий еще незримое произведение искусства. Звучит музыка. К работе подходит автор, который нащупывает те скрытые точки, которыми отмечены места будущей интервенции. Начинается «стирание» первоначальной живописи.
Из толпы зрителей отделяются четыре молодых людей: две девушки и двое юношей в вечерних туалетах. Они подходят к картине и на глазах у изумленной публики начинают снимать с себя одежды – социальный камуфляж – оставаясь, в конце концов, совсем обнаженными. В этот момент музыка становится особенно тревожной. Модели – «живые ластики» — подхватывают процесс стирания и также элегантно, как они снимали с себя одежду, начинают сдирать живописные слои. Это вмешательство вносит хаос и диссонанс в уже существующую композиционную ткань картины. Белые пятна растекаются по поверхности холста. Но уже через 20 минут проявляется внутренняя конструкция, заложенная под живописным слоем. Суть картины обнажается.
Уничтожение цвета, проявляющееся в результате этих действий, предстает как некая изначальная данность, открыть которую и призван перформанс. Центральная интрига заключается в художественном замысле автора. Именно его, как некую тайну, обнажают здесь нагие актеры, находящиеся между зрителями и автором картины. Дистанция, разделяющая вернисажную публику и обнаженных участников перформанса, помогает лучше представить бесконечное расстояние, отделяющее нас, потребителей искусства, от его создателей.