О проекте

Творческие проекты

О проекте

Проект «Открытая сцена» — по сути революционный, ибо до настоящего времени в отечественном театре не существовало практики адресной государственной поддержки индивидуальных проектов молодой режиссуры.
Для решения этой задачи Правительством Москвы было принято постановление от 20 марта 2001 года № 261-ПП «О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов» В театральной среде этот проект получил название «Открытая сцена».
На основании этого постановления работа Комитета по культуре города Москвы была организована по следующим основным направлениям:

  •  разработка и внедрение в практику нормативной базы эксперимента;
  •  создание и организация работы Экспертного совета по осуществлению на конкурсной основе инновационных проектов в области исполнительских искусств.

    Совместно с рядом организаций, научных коллективов Комитетом по культуре была создана и Правительством утверждена нормативная база, разработаны финансовые механизмы обеспечения эксперимента (Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года №1124-ПП «О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов»).

    В 2002-2003 годах были объявлены в прессе и проведены конкурсные отборы творческих заявок на осуществление театральных и музыкальных проектов. В общей сложности из 233 рассмотренных заявок Экспертным советом поддержано и профинансировано 118, из них в настоящее время осуществлено более 40 театральных и музыкальных постановок.

    Ход реализации эксперимента широко обсуждался театральной общественностью Москвы и получил положительную оценку как на традиционной встрече деятелей культуры с Правительством Москвы в октябре 2002 года, так и на творческой конференции «Открытая сцена. Проблемы и перспективы», проведенной в апреле 2003 года по инициативе Комитета по культуре.

    Театральная общественность отметила, что проект «Открытая сцена» реально способствует:

  •  созданию условий для работы творческой молодежи над самостоятельными проектами; формированию творчески конкурентной среды, свободной от чьей либо монополии; профессиональному становлению новых режиссерских и актерских поколений; сценическому воплощению произведений молодых драматургов;
  •  созданию необходимых творческих и финансово-организационных условий для поиска нового театрального языка и средств выразительности;
  •  интенсивному использованию работников творческих профессий в создании театральной продукции; заметному расширению зрительской аудитории;
  •  увеличению премьерных спектаклей в Москве примерно на 25% от существующей многолетней практики выпуска премьер.

    В рамках эксперимента поддержаны проекты как государственных театров, которые в новых условиях охотно открыли двери для молодежи, так и театральных товариществ различных организационно-правовых форм и форм собственности.

    В ходе эксперимента Комитет по культуре города Москвы объединил свои усилия с театральными центрами (Центр драматургии и режиссуры, Центр им. Вс.Мейерхольда, Центр новой драматургии «Документальная сцена», Дебют-центр Дома актера им. А.А. Яблочкиной и др.). По итогам конкурса действенную государственную поддержку получили не только молодые режиссеры, но и современные драматурги.

    Положительная оценка воздействия эксперимента на обновление театральной жизни города со стороны театральной общественности, средств массовой информации свидетельствует о том, что эксперимент, проводимый по решению Правительства Москвы, создал реальные организационные и экономические условия превращения любого стационарного столичного театра в сцену, открытую для ведения свободного театрального поиска, в стартовую площадку, доступную молодой режиссуре и новой драматургии, что является залогом перспективного развития отечественного театра.

    При дальнейшей реализации проекта «Открытая сцена», помимо указанных ранее направлений деятельности, Комитетом по культуре города Москвы предполагается:

  •  повышение квалификации молодых режиссеров на базе ведущих государственных театров Москвы;
  •  расширение государственного заказа по созданию сценических произведений для детской и молодежной аудитории;
  •  введение практики передачи освобождающихся театральных помещений (с вводом в эксплуатацию новых театральных зданий) под проект «Открытая сцена».

    Осенью 2003 года на заседании Правительства Москвы был рассмотрен и одобрен ход проведения эксперимента. Было принято решение перевести эксперимент в режим постоянно действующего проекта (Постановление Правительства Москвы от 21 октября 2003 года № 879-ПП «О ходе проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов» (прилагается).

    Этим постановлением определены задачи о повышении квалификации молодых режиссеров, о спектаклях для детей и молодежи, о сроках действия нормативных документов принятых ранее.

    О них пишут

    Премьеры «Открытой сцены»

    7 октября в Театральном центре «На Страстном» стартовал Фестиваль Премьер «Открытая сцена», который продлится до 11 ноября. Как и в прошлые годы, среди участников — спектакли, поставленные на гранты Комитета по культуре. Средства на постановку выделяются любому режиссеру, главное — чтобы проект был инновационный. В этом году ТЦ «На Страстном» не просто собирает на своей площадке постановки, рожденные с помощью Комитета по культуре, но устраивает «фестиваль в фестивале»: программу, в которой будут только премьерные спектакли. Спектакли, вошедшие в программу-2005, объединены двумя связующими нитями: грантом «Открытой сцены» и тем, что львиная доля постановок ни разу еще не была представлена зрителю. Новизна, нерв «первого показа» и явился главным критерием отбора спектаклей для фестиваля. Стилистическое, драматургическое, режиссерское разнообразие представляемых проектов — это полифония сегодняшнего мира, в том числе и театрального. Инсталляции и перформансы со странным металлическим звучанием редких музыкальных инструментов. Документальная драма «Verbatim», построенная на современных нам событиях. Античная трагедия. Опера, основанная на современных постмодернистских текстах. 11 ноября в рамках Фестиваля Премьер «Открытая сцена» состоится «круглый стол» «Монологи в контексте премьер», на который приглашены критики, журналисты, деятели театра. К обсуждению предлагаются не только вопросы художественного свойства, но и ситуации финансово-правового кризиса, возникающие в сегодняшнем театре.

    http://www.kultura-portal.ru


    «Несколько последних десятилетий над российским театром нависала весьма острая и тяжелая проблема новой режиссуры. Последняя мощная режиссерская волна захлестнула отечественную сцену еще в 60-ые годы минувшего столетия. Ее представители давно превратились в классиков советской, а ныне российской режиссуры. О них было принято говорить как о поколении. Следующего поколения, к сожалению, не случилось. Тоска о свежем режиссерском пришествии год от года становилась все острее.» ( газ. «Культура» №4)

    «На рубеже столетий разразился кризис. Режиссура терпела убыль во всем: в кадрах, в правах своих на театре, в запросе из зала – запрос все слабел; востребованность таяла на глазах. Поднялась тревога: профессия в опасности. Давались обоснования вроде того, что ХХ век, породивший режиссуру, естественно кончился вместе с ней. Требовался прорыв и он случился… В театре обнаружилось немало молодых режиссеров… и оказалось: их ждут; о них заботятся, им дают зеленую улицу, в придачу и свободу выбора – пьес, стилей, актеров. Театры открыли свои двери молодым и они образовали волну. Все это не имело никакой возможности для прорыва некоторое время назад. А сейчас, очевидно, время пришло. Они оказались востребованы. Время сделало из них отряд, волну. Они как явление возникли разом. С четкой задачей: сохранить профессию. Вернее: сохранить за режиссером его роль в театре – не разводящего, но ведущего. В новых условиях; любой ценой.» (газ. «ДА». №78).

    «Минувший московский сезон вполне можно назвать судьбоносным для тех, кого принято считать представителями новой режиссуры… сложилось понятие «поколение» — цельность взглядов, поисков и позиций… Каждый год в Москве появляется пара-тройка громких имен…они дарят актерам-мэтрам бенефисные роли и работают с новым актерским поколением. Но самое главное, каждое их высказывание внятно и интересно по форме» (газ. «Культура» №33).

    «Реализация проекта «Открытая сцена» выявила, а во многом и смоделировала еще одну любопытную тенденцию. Приоритет современной пьесы как базового материала для постановки открыл двери молодым драматургам в профессиональный театр.

    В заявках на гранты за три года можно проследить тенденцию. Если в первый год (2001) число современных пьес, выбранных режиссерами ,составляло всего 2,5%, то на следующий оно увеличилось до 12%. А в текущем году уже 21% режиссерских экспликаций написан по пьесам современных авторов». (журнал «Человек. Культура. Город» №3).

    Так оценила театральная пресса процессы, происходящие в последние полтора-два года в недрах московских театров. Прорыв, о котором идет речь, не возник сам по себе. Для того чтобы привести столичный театр к сегодняшнему буму молодой режиссуры Комитет по культуре совместно с театральной общественностью Москвы готовился задолго и основательно. Для осуществления этой организационно и финансово непростой задачи Комитетом по культуре был подготовлен целый ряд распорядительных и нормативных документов по осуществлению театрального эксперимента утвержденных Правительством Москвы.