Еще раз о проекте «Открытая сцена» (Интервью с С.И.Худяковым)

Творческие проекты

Еще раз о проекте «Открытая сцена» (Интервью с С.И.Худяковым)

Еще раз о проекте «Открытая сцена»

Сергей Худяков
председатель Комитета по культуре города Москвы
1. Расскажите о самом проекте «Открытая сцена», его целях, задачах,условиях. Кто может принимать в нем участие? На что выделяютсяфинансовые средства и в каком объеме? Есть ли какие-то обязательныеусловия (первая постановка, возрастной ценз участников, их профессионализм и известность)?
— Комитетом по культуре города Москвы с 2001 г. при активной поддержкеширокой театральной общественности осуществляется проект «Открытаясцена», позволивший ввести в практику, по сути, новые формытеатрального дела: осуществление адресного государственногофинансирования авторских театральных и музыкальных проектов творческоймолодежи на основе рекомендаций Общественного экспертного совета.
В задачи проекта входит обеспечение необходимых условий притока в театры и на концертные площадки молодых режиссеров драматического и музыкального театров, театров кукол, театральных художников,хореографов, музыкантов, стимулирование работы московских театров над произведениями современных отечественных драматургов и композиторов.
Рассмотрение проектов на конкурсной основе и принятие решений об их финансовой и организационной поддержке – исключительная прерогативаОбщественного экспертного совета Комитета по культуре города Москвы.
Обязательными условиями для рассмотрения заявок являются:
1.Профессиональное театральное или музыкальное образование авторов и участников проекта.
2. Иновационность проекта, то есть новизна трактовки известныхпроизведений, либо заявка на осуществление постановки новых (или давноне исполнявшихся) произведений отечественных авторов и участниковпроекта.
3. Осуществление проекта на базе творческой организации,профессионально осуществляющей театральную или музыкальную деятельностьи имеющей юридическое лицо. Бюджетные средства, выделяемые Комитетом по культуре города Москвы на реализацию творческих заявок в рамках проекта «Открытая сцена», направляются исключительно в адрес юридического лица.
4. Предоставление текста пьесы или музыкального сочинения (если это не классика), а также режиссерской экспликации, отражающей образ будущегоспектакля.
Сочетание молодости и громкой славы – относятся к необязательнымусловиям участия в конкурсе. Непременные требования «первой постановки»или, напротив, – наличие широкой «известности» в своей областиискусства, к участникам конкурса не предъявляются. Важна лишьтворческая состоятельность данного проекта.
Объем выделяемых средств зависит от разумных потребностей, заявленных в смете будущих расходов на постановку, а также наличия будущих расходовна постановку, а также наличия долевого финансирования. Бюджетныесредства выделяются по нескольким статьям: минимальная заработная платана репетиционный период участникам и авторам проекта, изготовлениедекораций и костюмов, аренда помещений для репетиций и проката не более10 премьерных спектаклей, расходы на некоммерческую рекламу.
2.Какова «творческая планка» проекта «Открытая сцена»?
— Творческая планка как для начинающих свою профессиональную работувыпускников творческих вузов (режиссеров, хореографов, драматургов,композиторов), так и для тех, кто уже успел заявить о себе, как о личности неординарной, одинакова – талант. Требования к авторамдраматических и музыкальных сочинений те же: ценятся только талант и мастерство.
3. Немного статистики: сколько ежегодно подается заявок и сколькоудовлетворяется? Сколько заявок подается по хореографическим проектам и сколько по проектам, в которых хореография присутствует наравне с другими видами искусства (мюзиклы, например)?
4.Наиболее интересные хореографические заявки, которые были поддержаны?

— Ежегодно в Комитет по культуре города Москвы подается более 100 заявок на получение государственного финансирования в рамках проекта «Открытая сцена», число участников растет, и в 2004 году мы получилиболее 150 заявок.
Ежегодно выделяется финансирование на постановку тридцати – тридцати пяти спектаклей и концертных программ.
Вкус к участию в конкурсе и экспериментальной творческой работе на средства Комитета сегодня имеют в основном режиссеры драматическоготеатра. Более 50-ти московских драматических режиссеров осуществили за прошедшие три года свои постановки в рамках проекта «Открытая сцена».
Заявок же по хореографии рекордно мало. В классическом балете былапринята заявка Русского камерного балета «Москва» на постановкуспектакля «Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля, осуществленную в 2003 году; в современном танце проекты Геннадия Абрамова (2002 г.),Саши Пепеляева и Тараса Бурнашова (2003 г.) и Константина Гроусса (2004г.).
Мы искренне надеемся, что это не все хореографы, которые хотят и могут ставить спектакли в Москве».
5. Можете ли вы назвать беспомощные или неинтересные заявки, которые были отвергнуты?
— Комитет по культуре города Москвы никогда не сообщает ни именаавторов, ни названия проектов, по каким бы то ни было причинам не получивших поддержки Экспертного совета.
Более того, у любой творческой группы, не выигравшей конкурс однажды,никто не отнимает права вновь принять в нем участие с новым проектом.
6. Кого поддерживает Экспертный совет в синтетических музыкальныхпроектах: хореографа, композитора, режиссера, сценариста и т.д.?
— В творческом и в финансовом отношении Совет готов поддерживать всех, кто талантлив и умеет доказать это делом.
7. Как технически правильно составить заявку, на что следует обратить особое внимание?
— Наш адрес в Интернете: < www.komkultura.ru>.
Интервью опубликовано в журнале «Балет» №,1 2005