По направлению к человеку

Творческие проекты

По направлению к человеку

По направлению к человеку

Итак, все заявкирассмотрены, вынесены окончательные вердикты экспертов. На сайтеКомитета по культуре г. Москвы — www.komkultura.ru — размещена вся информация о принятых в 2004 году проектах. О своих проектах говорятрежиссеры, выигравшие в конкурсе.
Константин Богомолов
Еврипид. «Ифигения в Авлиде» (проект осуществлен).

Античную драматургию я полюбил в ГИТИСе, делал отрывки, к которымдоброжелательно отнеслись педагоги и мой мастер Андрей Гончаров. Давномечтал поставить Еврипида, чьи произведения интересны мне своейчеловеческой основой. Коллизию жертвы Ифигении мне интересноисследовать с позиций психологического театра. Хочется реальности.Ставя «Ифигению в Авлиде» Еврипида, я хочу поработать с актерами,рассказать вместе с ними реальную историю на, казалось бы, далекомматериале. Для меня история Еврипида — личная. У Еврипида — подлиннаяэкстремальность, которую пытается воспроизвести современнаядраматургия, но не дотягивает до художественного результата. Труднопока говорить о спектакле конкретно — мы стоим в самом начале пути. Не определена площадка, ясно только, что это будет камерная сцена. Набираюактеров, молодых ребят. Репетиции начнутся в марте, выпуск планируетсяк концу сентября. В проекте «Открытая сцена» я работал над спектаклем «Что тот солдат, что этот» Брехта в Театре им. Гоголя. Это был мой первый спектакль в профессиональном театре, где приходилось многомуучиться, идти на какие-то творческие внутренние компромиссы. Работал на Малой сцене. Когда ставишь в репертуарном театре, особенно на Большойсцене, волей-неволей приходится соотносить свой замысел с кассой, идтина компромисс. «Открытая сцена» дает редкую возможность сделатьспектакль, не ориентируясь на зрительский успех. Благодаря гранту можноставить без компромиссов.
Сергей Голомазов
Т. Дрозд. «Сладкое время нереста». Московский областной драматический театр им. А.Н. Островского (проект осуществлен).

Работа над пьесой «Сладкое время нереста» в Московском областномдраматическом театре им. А. Н. Островского находится в начальнойстадии: идет работа с художником, прошла читка пьесы с актерами,обсуждение на труппе, отданы в производство костюмы. Драматург ТарасДрозд — из Питера, а пьеса его — психологическая, написана в традицияхВампилова.
Действие разворачивается в глубинке, в провинциальном поселкегородского типа, разговор идет о том, как в человеке рождается чувствособственного достоинства. Это важно для театра, который работает не только в Москве, но и в области, в провинции. Заняты актеры театрастаршего и среднего поколения. В нынешней театральной ситуации, в потоке дилетантской бессмыслицы, выдающей себя за авангард, традициясама по себе выглядит как новация. Хочется прикоснуться к пьесе, где существует человеческое содержание, история о людях, понятных и близкихтем, кто сидит в зрительном зале.
С проектом «Открытая сцена» я раньше впрямую не соприкасался, то, что он дал деньги на постановку, — уже много.
Юрий Кантомиров
«Достоевский — Шиллер. Диалоги». Театр-студия «Человек» (проект осуществлен)

Спектакль «Достоевский — Шиллер. Диалоги» ставится мною совместнос Юрием Погребничко на базе театра-студии «Человек». Сейчас идутрепетиции, премьера планируется на конец мая — начало июня. Наша группаназывается — «Достоевский-класс». Главное для нас — развить линиюДостоевского, начатую в спектакле «Разговоры со Свидригайловым». А для того, чтобы приблизиться к Достоевскому, нам представляется важнымпройти через Шиллера. В спектакле выстраивается диалог между авторами и текстами — «Дон Карлосом» и «Преступлением и наказанием». Занятыартисты разных театров.
Проект «Открытая сцена» дает возможность работы, это важно.
Александра Коротаева
Ф. Г. Лорка. «Йерма» (проект осуществлен).

Мы работаем над трагедией Лорки «Йерма» — она ставилась только в 30-егоды в театре «Ромэн». Эту историю о бесплодной любви Лорка писал,когда потерял своего лучшего друга. Пьеса-покаяние о несостоятельностимужчин в современном мире, когда проблема мужской инфантильности,нетрадиционной сексуальной ориентации все более усугубляется.
Я актриса, эта постановка — мой режиссерский дебют. Понимаю, что иду на риск, тем более, что намереваюсь играть в спектакле главную женскуюроль. Одну из ролей будет играть Леонид Краснов, руководитель «Театраэмоциональной драмы» ( «Театральный особнякъ»).
Премьера состоится, надеюсь, в феврале на сцене Дома журналиста. Потом, возможно, будем играть в «Театральном особняке».
Проекту «Открытая сцена» мы очень благодарны. Полученный от Комитета по культуре грант— большой и неожиданный подарок.
Филипп Лось
А. Демахин. «Бабий дом». «Школа современной пьесы» (проект осуществлен).

Во многих современных пьесах ничего нет, кроме фиксации жизни.Драма «Бабий дом» Александра Демахина, победителя конкурса «Действующиелица», привлекла узнаваемостью героев, но художественная глубина пьесывыводит повествование на уровень притчи. Автор совсем молод, но я чувствую в нем глубокий профессионализм. Что получится, удастся лисделать адекватный спектакль? Не знаю, это следующий этап, пока что все впереди — репетиции начнутся в феврале. Премьера должна состояться к началу следующего сезона. В постановке будет задействована молодаячасть актеров «Школы современной пьесы», на сцене которой и будетиграться спектакль. В проекте «Открытая сцена» принимаю участиевпервые, это вообще моя первая режиссерская работа. По профессии я театральный менеджер, работаю исполнительным директором у ИосифаРайхельгауза, у него же учусь на 2 курсе РАТИ.
Елена Новикова
Н. Ворожбит. «Галка Моталко». Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина (проект осуществлен).

Спектакль «Галка Моталко» должен выйти в середине мая — начале июня.Пьеса Наталии Ворожбит рассказывает о спортивной школе конца 80-хгодов, где готовят чемпионов. И вот в среду этой жесткой спортивнойреальности со своими тайнами и интригами случайно попадает обычнаядевочка. Это история про последнее лето детства, любовь, предательство,обиды. Пьеса написана драматургом по личным воспоминаниям. Нам всем,работающим над спектаклем, в конце 80-х было, как и героине пьесы,пятнадцать лет, поэтому уже при чтении возникла тоска по юности. Как режиссер я впервые работаю с современной драматургией, с молодымиактерами. Пьеса ставилась в Тольятти, в Риге, а в Москве будет идти на сцене Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева впервые. Проект «Открытая сцена» дает возможность сильного погружения в материал.
Михаил Палатник
М. Палатник. «Игра в бисер». Театр ОКОЛО дома К.С. Станиславского.

Премьера «Игры в бисер» должна была состояться в декабре на сценетеатра ОКОЛО дома К. Станиславского, но театр сгорел, сгорели декорациии костюмы спектакля, даже фотографии с репетиций. Так что стоит вопростехнического восстановления. Репетиции идут на Малой сцене. Это моя первая, учебная работа. Художественный руководитель постановки — ЮрийПогребничко. «Игра в бисер» имеет подзаголовок «Спектакль для своих».Это текст-монтаж, в основе которого реплики из пьес, идущих в театре.Цель спектакля — проверить, насколько все выбранное монтируется, как актерская техника способна удерживать внимание зрителя, знакомого с репертуаром и эстетикой театра. В спектакле шесть персонажей из разныхпьес, играют ведущие актеры театра.
В проекте «Открытая сцена» я впервые. Актер. Как режиссер работал на ТВ. Это моя первая серьезная театральная работа как режиссера. То, что «Открытая сцена» дает деньги на постановку, — великое дело.
Подготовила Александра Лаврова
«ДА» (Дом Актера), №01 (94) 2005