Гимн «Державный»

Гимн «Державный» от начала до конца посвящен описанию деяний предков, а больше всего самого Прекрасного. В гимне нет ни малейшего намека на обрядовый характер. Однако, как и в «Илиаде» у греков, в «Махабхарате» и «Рамаяне» у индийцев, где все дела приписывались воле богов, так и здесь присутствует «Державный верховный владыка» (синоним Неба) и направляет действие на протяжении всего повествования. Песня начинается с того, что владыка «ищет, как бы народ успокоить», ибо

Оба великие царства Давно лишены управленья.

Взоры его останавливаются «на западе». Там он избирает достойного, равного Небу, дарует ему земли, над устройством которых и начинается работа. Толкователи называют героя великим ваном, фактически же родословная Прекрасного здесь начинается с двух братьев — Тайбо и Ван Цзи, причем характеризуется лишь последний, «увенчанный славой», приняв щедроты Неба, он «их не утратил». Затем приходит время «принять счастье» Прекрасному, которого наставляет владыка:

Так  не  будь ты мятежным смутьяном,

Сластолюбцем, что завистью дышит.

Гордо шествуй вперед, поднимайся все выше.

(Перевод В. Зайцева)

Далее рассказывается о том, как царь, «грозный в гневе», разгромил дерзкое племя Ми — чужое войско, вторгшееся в пределы его царства:

На холмах наших бой  не посмеет затеять… Не посмеет шить воду источников наших…

(Перевод В. Зайцева)

Верховный владыка снова обращается к Прекрасному, говорит, что полюбил его «за светлую доблесть», и повелевает ему идти на Чун. Перед ним «мощные чунские стены», но победа одержана, и чунский род порабощен:

Взятых в плен одного за другим допросили, Отрезая спокойно им левое ухо.

Как видно, содержание песни подчинено единому плану. Рассказ о подвигах царя (разгром племени Ми и взятие чунской крепости) обрамлен в рамки рассказа о деяниях самого верховного владыки. Это он, задумав перестроить Поднебесную, ставит новых правителей — чжоусцев. Он же руководит поступками Прекрасного. Словом, он главный герой, который предпринял все для установления в стране единства, и песня заканчивается словами:

Нет противников больше во всей Поднебесной!

Такое единство композиции требует уже значительного мастерства и служит показателем высокого развития художественного творчества.

Содержание песни «Светлая, светлая доблесть», как и предшествующей, сконцентрировано вокруг события, составляющего подвиг другого царя, Воинственного — битвы при Муе.

Песнопений, славящих победителя при Мус, в «Книге песен» сохранилось довольно много. Эта победа привела к образованию государства Чжоу. Оно состояло из множества царств с остатками демократического управления для свободных граждан, с суровой машиной для порабощения других племен и собственных сородичей в соседних царствах. Постоянные войны, тяжелая жизнь рождали легенду о «золотом веке» правления мудрых государей (Прекрасного и Воинственного), когда

…В мире покоились царства, часто бывал урожай. (IV. Ill, 9)

Обращаясь к мечте о счастливом царстве, народ приписывал своим героям все, что хотел видеть на земле, возвеличивал их, пел им славу. Поэтому эпизоды побед данных царей и были • использованы для утверждения их добродетелей. Героям покровительствовало Небо, мощь их войск неотразима, а результатом победы всегда являлось установление всеобщего мира, единства,— и это объясняло интерес народа к героям и событиям.

Еще более типична для эпического жанра песня «Уединенный храм». Содержание ее, как уже говорилось, указывает, что она создана в период соперничества царств. Луский царь — глава богатого аристократического рода — имеет большое и хорошо вооруженное войско, чувствует себя вполне независимым. Его воинственные намерения хорошо передает песня:

Прокомментировать