Монолог, исполнявшийся покойником

(6)                         Заботы *о. предках исполнен был он.

Во век не скупись на заботы о них — Ты избран ‘преемником предков своих!

(6)             А как же преемником должен быть ты?

Потомство ты множить обязан семьи,

Чтоб тысячи лет жили наши мужи!

И вечно потомков дарили они!..

(7)             Ведь Небо богатство дарует тебе,

И всем ты обязан счастливой судьбе!..»      (Ill, II, 3)

(Перевод Г. Г. Стратановича)

Таким образом, монолог, исполнявшийся покойником, раскрывает в нем первого «актера», вокруг которого оформлялась «покойницкая игра», имевшая важное значение и в обряде, и в общественной жизни. Вокруг этого «актера», видимо и, создавалось раннее действо — зачаток театрального зрелища (см. также «Густой терновник», где три пира подряд со все более узким кругом участников напоминают драму в трех однотипных действиях) .

3. Эпическая песня Одни виды плача, как говорилось выше, возникают непосредственно   вслед   за   смертью человека, другие — как обрядовый

гимн в честь предка. Первые характеризуются силой эмоционального выражения. Так, единственным содержанием и целью песни «Высока, высока артемизия та» (II, V, 8) является рассказ юного сироты о своей скорби: «О горе, о горе, отец мой и мать!». Вторые носят иной характер. Из них исчезает лирическое начало по мере того, как память об умершем стирается, и на первый план выдвигается обряд, а за ним—эпическая часть, историческое воспоминание. Таковы гимны — «Светлая, светлая доблесть» (111,1,2), «Создало небо» (IV, 1,5), «О прекрасный» (IV, 1,10). На их назначение указывает сам текст:

В жертву, как дар, Принесли мы овна и тельца.

Небо,  направо от них  снизойди!..       (IV, I. 7)

или:

В полном согласьи явились  (к нам) ныне…

В жертву приносим большого тельца.

Нам  помогают расставить дары..

Ныне почет воздавая заслугам отца,

Матери Вэня мы также окажем почет.      (IV, II, 7)

Эти песнопения очень риторичны и похожи одно на другое. Лирика в них заменена перечислением заслуг предка.

В гимне «Воинственному» славится царь, который, одержав победу над иньцами, положил конец войнам. Гимн «Создало небо» воспевает мирное правление царя Прекрасного (Вэнь вала). При нем повсюду «вплоть до гор высоких, пролегли ровные дороги». Равного Небу царя Просо гимн «О, прекрасный» славит за его дар людям: он научил их выращивать злаки.

С пробуждением интереса к событиям старины и к деяниям героических предков отдельные упоминания о них в гимнах привлекают все большее внимание, объединяются, дополняются новыми сведениями. Объем их расширяется. Гимн вырастает в сказание, которое зачастую теряет всякую связь с обрядом и существует   помимо него, исполняется на праздниках, на пирах.

Пиршества в древнем Китае устраивались не только на жертвоприношениях, похоронах, но и во многих других случаях. В своде «Ши цзин» сохранились песни о пирах с братьями, с друзьями и о пирушке вдвоем с милым. Но больше всего представлено пиршественных мужских песен. Здесь и простая пирушка благородных мужей на росистой траве, и пир в честь юстя, вложившего лук в чехол, или по случаю состязания в стрельбе, удачной царской охоты и победоносного похода на гуннов.

Прокомментировать